Василий Сигарев: Никакого приговора времени я не выношу — вечность интересней.
Противоречивый и лаконичный,ворвавшийся стремительно три года назад со своим «Волчком» и занявший только свою, личную нишу. Отмеченный множеством значимых премий, но одинаково независимый во всём, что делает. Будь то театр или кино. Сегодня у него другая история и другой фильм, под названием — «Жить».Презентованный в Роттердаме в январе 2012 года, который уже отметили за операторскую работу и режиссуру на недавно прошедшем «Кинотавре», а также дали премию за лучший фильм и приз критиков на фестивале GoEast в Висбадене (Германия). Впереди показы в рамках нового российского кино на ММКФ И ОМКФ в июне и июле. Всё это факты и детали, а сама картина дышит пламенем катарсиса и скребет плоть экзистенции. Он не подсматривает реальность, а говорит о человеческой ничтожности и сущностной конечности. И это ощутит каждый, смотрящий кино Василия Сигарева. Мы задали Василию несколько насущных вопросов
ART: Василий, только что закончился «Кинотавр», где «Жить» был в основной конкурсной программе и получил призы за режиссуру и операторскую работу. Насколько Вам лично было важно участие и победа в этом киносмотре,и как вы думаете, что осталось внутри у зрителя после просмотра Вашего творения?
Сигарев: «Кинотавр» — главный русский фестиваль, а так как мой зритель именно русский, то это основной для нас смотр. Что же остается в душе зрителя — я не берусь судить.
ART: Как Вам кажется, есть ли принципиальная разница между тем, как принимают «Жить» здесь и за рубежом? Ведь метафизика человеческого страдания у них и у нас лежит несколько в разных плоскостях?
Сигарев: Именно поэтому я и считаю наш фильм очень русским. Только у нас скорбь может победить все. Возможно причина в православии…
ART: В чем для Вас лично, как автора, состоит главный посыл фильма «Жить», если обозначить коротко? Вы ответственны за то, что увидит зритель?
Сигарев: Посыл в названии. А с каким смыслом его прочтет зритель — целиком на его совести. У этого слова много смыслов. Вплоть до мещанских.
ART: В кино Вы работаете с демонстрацией тяжести человеческой экзистенции, визуализацией груза под условным девизом «суметь быть и оставаться человеком». Не тяжело ли выносить приговор нашему времени, пропуская через себя такие мощные токи, при этом фиксируя всё на пленку?
Сигарев: Никакого приговора времени я не выношу — вечность интересней. Токи же зависят от проводника — смешно передавать через ЛЭП напряжение на елочную гирлянду. Это я про фильм «Елки».
ART: Реальность сегодняшнего дня со всеми ужасами и глубинной злобой, имеет ли шанс на изменение или трансформацию во что-то иное, более светлое, или люди в России и постсоветских странах действительно обречены только на страдание?
Сигарев: Красота спасает мир еще со времен «Идиота». Осталось миру только осознать её. Чего пока не получается.
ART: В чем принципиальное различие между «Волчком» и «Жить» для Вас? После первого фильма Вы чётко выбрали ориентиры направленности Ваших картин?
Сигарев: «Волчок» — фильм, где я шел почти в слепую, по наитию, «Жить» же делал, частично понимая ткань кино. Главный ориентир - делать то, что интересно.
ART: Музыку к вашему новому фильму делал Павел Додонов, известный широкому зрителю по сотрудничеству с Андреем Лысиковым (Дельфином). Как вы нашли друг друга, и кто обозначил ориентиры музыкальной составляющей картины? Он сам всё наиграл на гитаре или использовалось что-то еще?
Сигарев: С Пашей нас свел монтажер Хлебникова музыкант Ваня Лебедев. Паша прочитал сценарий и сразу же написал музыку. Фильма еще не было. Эта музыка потом и вошла в фильм. Я её достал, стал прикладывать и она легла.
ART: Когда ждать «Жить» в прокате в России и Украине и известно ли уже, кто будет заниматься прокатом фильма?
Сигарев: В России в конце августа. Прокатывает молодая отважная команда Утопия пикчерз, что прокатывала «Шапито-шоу». Верю — у них что-то получится. Про Украину не ведаю.
ART: И всё же Вы сегодня себя внутренне больше ощущаете кинорежиссером или драматургом, которому ближе театр? Где для Вас грань этих двух сфер?
Сигарев: Грани никакой нет. Есть только желание. В данный момент мне больше привлекательно кино.
ART: Что нового из театральных постановок готовите в ближайшее время?
Сигарев: Из нового в Школе современной пьесы Сергей Соловьев (тот самый) будет ставить мою пьесу «А. Каренин» с Александром Галибиным.
ART: Ваш сайт http://vsigarev.ru/ — это больше ваше представление, как режиссера и драматурга или тот минимум личного пространства, которым вы хотите поделиться с социумом?
Сигарев: Это возможность людям почитать пьесы (не рыская по интернету) и узнать информацию о премьерах.
ART: Кинокомпания «Коктебель» для Вас — это сообщество независимых творцов, сплоченных вместе собственной «территорией обитания» или что-то более глубокое и личное?
Сигарев: Мы все дружим.
ART: Ваше отношение к некоторому поднятию гражданского сознания в России сегодня? Сколько может уйти времени на пробуждение, хватит ли духа у людей, или, смотря на репрессии нынешней власти, всё окажется тщетно?
Сигарев: Эволюция может длиться непростительно долго. Революция может закончится непростительной кровью. Уповаем, как всегда, на чудо.
ART: Что из последнего прочитанного, увиденного и услышанного произвело на вас впечатление?
Сигарев: «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Повесть, которая сама себя описывает» Андрея Ильенкова http://magazines.russ.ru/ural/2011/11/i5.html и http://magazines.russ.ru/ural/2011/12/i5.html
ART: Знаю, что в июле Вы приедете на Одесский Международный Кинофестиваль. Насколько Вам интересен этот смотр и чего ждете от первого украинского показа?
Сигарев: Одесса.
ART: Спасибо за интервью и как вы думаете, что нас всех ждёт впереди?
Сигарев: Мы будем Жить.
Беседовал: А.Пролетарский.
Фото: http://vsigarev.ru/