Саша Гагарин и Феликс Бондарев (Сансара): Самое главное сохранить состояние, которое искреннее.Это здесь и сейчас.
Эта формация существует уже давно, целых 15 лет, но сегодня она совсем другая, видоизмененная и для многих неузнаваемая. Они идут на эксперименты, трансформируя звук и отношение к процессу. Вокалист группы «Сансара» Саша Гагарин готов к новшествам и открыт к диалогу. Диалог поддерживает его соратник по сегодняшней «Сансаре» Феликс Бондарев. С идейными вдохновителями группы мы и поговорили в жаркий майский день в Одессе. Беседа ни о чём и обо всем.
ART: Последний ваш одноимённый альбом «Сансара», который вышел в прошлом году, это переживания старого образа через призму нового состава, тенденций, веяния или это начало новой истории группы?
Гагарин: То, что есть на альбоме 2011 года это ситуация некоторого прошлого. Это прекрасная история взаимодействия сразу многих музыкантов и по своей структуре она содержит треки, где я не пою, а поёт Катя Павлова, например. Песню «СМСки»сделал Феликс Бондарев, еще какие-то ребята. Как хорошо подметили в «Афише» это альбом про «быть вместе». И у меня создалось ощущение, что определённый этап закончился, мы поставили точку. Буквально месяц назад у нас собрался состав, который, на мой взгляд, сейчас один из…не хочется говорить громкими словами. В общем, он мне сейчас очень нравится.
ART: То есть тебе, как автору, сейчас более комфортно в группе играть?
Гагарин: Есть группа, в которой все умеют играть, и она универсальна, и мы близки к тому, чтобы сказать, что мы играем рок. Если всё будет удачно, мы еще вернёмся к старым песням, передаем их более актуально, но основа останется та же. С Феликсом мы познакомились прошлым летом в Таллине.
Бондарев: Мы познакомились через ребят с группы «БАРТО», они как раз были в Таллине, а я родом оттуда. Онипредложили сходить на концерт группы «Сансара», а жара была ужасная, думал-думал. Пошли. Парни выступали на берегу Курского залива.
Гагарин: Потом Феликс оказался в Екатеринбурге. В последней истории альбома Феликс тоже участвовал, делал «СМСки», звуковое наполнение в «Токио». Песня «Гений» — это его тема. Сейчас же на концертах Феликс меняется с Василием гитарой, бас-гитарой, клавишами, постоянно происходит подмена на сцене.
ART: Ваше отношение к распространению англоязычных проектов сегодня?
Бондарёв: У меня тоже есть два проекта на английском языке, но мне не хватает смелости афишировать его в России и других русскоязычных странах. Я считаю, что это глупо. Есть рынок, есть люди и есть твой дом, твоё место. Твори там, где ты родился и на своём языке, даже если офигенно владеешь иностранным языком.
ART: Расскажите о своём участии в проекте журнала «Афиша» трибьюта группы Мумий Тролль – «Делай меня точно»?
Гагарин: У нас было пять версий песни, с них была выбрана одна, которая и вошла в данный альбом.
ART: В конце 90-тых – начале 2000-х годов группе был дан толчок на фестивале «Нашествие» и на радиостанции «Наше Радио». И войдя в струю тогда, был период застоя. Сейчас же вы делаете эксперимент с музыкой, которую слышать будут люди уже более думающие, сформированные…
Гагарин: Наш подход к музыке тогда и сейчас ничем не отличается. Нам нравилось – мы делали, нет никакой определённой формы, форматности. Как бы мне сейчас не странно слушать те песни, написанные раньше, в силу неких причин – принцип полёта не изменился. Изменилось лишь общее виденье пространства новых звуков. Мы делаем то, что делали тогда с некими исправлениями.
ART: Саша, для тебя как автора, произошли какие либо изменения?
Гагарин: Нет. Недавно Феликс решил послушать на ночь глядя наш первый альбом и очень расстроился. Но когда я смотрю на сами песни, то с ними можно делать разные интересные штуки.
ART: В последнее время вы выпустили много синглов в преддверии альбома. Работает ли DIYсейчас?
Бондарев: DIYкак раз сегодня и работает, но не под лейблами. Слишком быстрое время.
Гагарин: У меня, например, нет уже желания записывать альбом. Клёво записывать сингл. Выходят не просто песни, а также присутствует видеомомент, момент создания и выкладывания в соцсетях. С нашими друзьями-рекламщиками что-то придумываем.
ART: Были ли мысли о проведении выставки – перфоманса талантливых авторов, которые делали вам обложки альбомов, синглов с музыкальным выступлением?
Гагарин: Нет, не думал над этим. Музыка никуда не уходит, делать её становится интересней, привлекать других людей, которые идут в том же направлении или рядом. Если продолжится совместная работа с Феликсом и ребятами, которые сейчас в группе – то мир ждёт много интересного. Сейчас, например, у Феликса параллельно есть проект Red Samara Automobile Club, и сам он не менее популярен, нежели Сансара, по крайней мере, он с более реального мира с простыми, понятными текстами.
Бондарев: Мы учимся друг у друга в плане лирики. Я заметил, что у тебя тексты сталилобовые. Постоянно происходит культурный обмен, тем более у нас разница в возрасте – 10 лет, а это серьезная заявка. Здесь стоит вопрос о том, что ты идёшь наравне или вообще никуда не идешь.
ART: Создавая свои первые тексты песен Сансары, на кого ты основывался из поэтов русского рока, или «говнорока»?
Бондарев: У Саши очень много тонких культурных цитат с музыкальных, литературных произведений.
Гагарин: Это аллюзии. Ты слышишь какие-то фразы, они остаются у тебя в голове и со временем появляются в другом виде. Может, есть в музыке схожесть с Б.Гребенщиковым, но это происходит не специально, я сам получаю от этого удовольствие.
ART: Были ли сравнения с Л.Федоровым и А.Хвостенко?
Гагарин: Были, но сейчас мне всё равно.
Бондарев: Чистое творчество никому не интересно, как и развитие личности.
ART: Интересно ли вам, больше клубной команде, расширяться, участвовать в фестивалях и т.д.? Если да, то в рамках СНГ или за рубеж?
Гагарин: Конечно, интересно.
Бондарев: Куда-то за пределы СНГ нет смысла. И нет такого: надо «выйти туда, потом туда». Это тараканьи бега получаются и не понятно, что выстрелит. То ли клип, то ли песня, то ли припев…
ART: На данный момент каждый отдельный участник группы параллельно занимается своими проектами?
Гагарин: Сейчас как раз нет. Так было, когда мы записывали пластинку.
Бондарев: Сейчас состав формировался по определённым критериям, чтобы набрать хороших музыкантов, хороших людей. Не так, чтобы играть было некомфортно с другими людьми. Но основной вектор нашей группы, по моему мнению, принадлежит именно мне и Саше. Человеческий фактор тоже очень важен: за всё это время вместе мы ни разу не поругались. С Сашей мы видимся чаще, но с другими ребятами не реже раза в неделю. Реально ощущение «кормуги», удовольствия от звука на сцене, мы понимаем, что и как надо делать.
ART: То есть при рождении заново группы единомышленники нашли себя?
Гагарин: Состав группы сейчас интересный. Есть человек еще с первого состава, я добавился, появился замечательный барабанщик, причем, совершенно случайно, репетировали то мыновую программу с другим барабанщиком. На репетиции мы вели себя с дерзкими амбициями, как будто мы никто и ничто, делаем первые свои песни, но имеем уже какие-то привилегии: и название группы есть, и место для репетиции. Отдача была нереальной и каждая песня конструировалась заново и не было играть так, как это было записано.
У нас есть еще желание делать песни с первого альбома. Они достаточно понятны по форме.
Бондарев: Саша отказывался вообще от старых своих песен. И я уговорил сделать другое, новые звуки, с новым подходом. Заново собирали этот конструктор.
ART: Какое ваше мнение относительно политической ситуации в России, поднятия «околобуржуазной» революции и ее угасание?
Гагарин: В Екатеринбурге были какие-то попытки. 18 студентов вышли, с плакатами разрешили, поэтому плакаты и нарисовали. Мне всё равно, мы находимся в другом измерении.
ART: Что за последний месяц вас потрясло в музыке, литературе, кино?
Бондарев: Я последние полтора года не слушаю музыку, иногда может что-то единично. В основном я сам творю, играю ди-джей сети. Давно не пользуюсь плеером, но единственное что, я ежедневно переслушивал альбом Пола Маккартни 80-того года «McCartney II». Впервые услышал у Саши, и мне очень понравилось, это что-то нереальное. Никогда не относился к нему как-то серьезно, но после этого альбома всё сложилось на свои места. Также, писатель Генри Миллер. У меня был сложный период расставания и разрыва отношений после 4-х лет, и если бы не работы Г.Миллер, я был бы в полном ауте.
Гагарин: Из литературы мне нравится Исаак Бабель. Полгода назад, не зная ничего про Одессу, в произведениях Бабеля о гражданской войне, я даже удивился, как легко мне всё это читалось. Я взял у Серёжи Данилова с полки книжку, и мне она очень понравилась, читал её запоем. С музыки мне нравится альбом Деймона Алборна.
ART: Что впереди то у вашей группы?
Гагарин: Самое главное сохранить состояние, которое искреннее, это здесь и сейчас. Не жить ни прошлым, ни будущим.
Беседовал: А.Пролетарский.
Фото: А.Пролетарский.