Светлана «Бенька» Бень (Серебряная свадьба): Мы на сцене для того, чтобы общаться и дружить.
Эксцентрика и праздник, спонтанность и радужность картины мира. Смех и радость, как причина творческого замысла, но вместе с этим сиюминутный драматизм даже в самых комичных ситуациях. В случае с этой группой все просто и сложно одновременно. Тонко чувствуя и передавая эмоции, они работают в поле ироничных вибраций, тем самым оголяя сущности и первопричины, входя в контакт и теряя равновесие. Всё это и немного больше про белорусскую формацию «Серебряная свадьба». Не так давно они давали концерт в жемчужине у моря, в Одессе, где мы попытались разговорить в сумбуре предстоящего саундчека, лидера-вокалистку и фронтвумен коллектива, Светлану Бень, более известную как Беньку. Вот, что из этого вышло.
ART: Почти четыре года прошло с момента джаз — фестиваля в Коктебеле, в 2009 году, когда вы громко прозвучали и вас узнала широкая публика на Украине и в России. За последние 2 года (2011 и 2012 годы) вы выпустили 2 студийных альбома. Будете ли вы этот темп продолжать в 2013 году, писать что-то новое? Вы почувствовали свою востребованность, уверенность в собственных силах? И будет ли это нарастать?
Бенька: Не знаю. Ничего не могу сказать по этому поводу.
ART: На территории постсоветского пространства на вас вешают ярлыки, как то джаз-кабаре или музыкальная буффонада. Вы для себя это формулируете глубже, когда всё задумываете, записываете, воспроизводите?
Бенька: Мы не занимаемся культурологическими исследованиями. Мы делаем то, что нам интересно, не пытаясь это осознать.
ART: Тоесть, это больше идёт от формы, нежели от содержания? Есть ли баланс между этим?
Бенька: Это идёт больше от внутреннего состояния и от внутренней идеи. Форма очень зыбкая и прилагается каждый раз к новой песне какая-то своя, к новой программе какая-то своя. Нам интересен поиск самых разных форм. Ничего устойчивого: чем больше другого, тем лучше.
ART: Кроме того, что Вы являетесь вокалисткой «Серебряной свадьбы», Вы еще режиссер театра кукол, также пишете стихи, которые публикуются в Белоруссии. Это одна из Ваших граней, именно участие в группе?Она главенствующая или производная от того, с чего Вы начинали в театральной режиссуре, или всё идет параллельно?
Бенька: Не знаю, не думала об этом.
ART: На том же фестивале в Коктебеле в 2009 году, Вы учавствовали в пресс-конференции с Троицей и Cherry Vata, и там был вопрос, я Вам его, кстати, задал, относительно того, что Белоруссия в музыкальном плане очень закрытая страна, ведь в начале 2000-ых назревало много конфликтов у приезжающих групп и групп, которые варятся внутри страны. Вы ответили, что занимаетесь тем искусством, которое не провоцируют ту систему, которая там создана. Минуло уже 4 года, что-то изменилось в вашем мировоззрении относительно этих процессов?
Бенька: Нет. Меня стал еще менее занимать окружающий мир, чем тогда.
ART: На сцене во время выступлений, которые очень экспрессивные и яркие, вы живёте более полноценной жизнью, нежели в обычной реальности?
Бенька: Не сказала бы. Мне кажется, что всё всегда интересно и насыщенно вокруг.
ART: За публику, которая на вас приходит, вы чувствуете ответственность, за то, что несут они вам и за тот коннект энергий?
Бенька: Ответственность за публику я безусловно не чувствую, я чувствую ответственность за то, что говорю и если я в чем то не уверенна, то я лучше не буду это говорить.
ART: Говорить между песнями или непосредственно в текстах?
Бенька: В своем присутствии на сцене.
ART: Бывали ли ситуации, что публика не так поняла вас? То есть дисконнект, и подстёгивает ли это к более провокативному поведению или приходится как-то свёртываться, как творцу, на сцене?
Бенька: Я вообще против всякого рода провокаций, не то, что против, просто это не свойственно моей природе совершенно, провокационность это совсем другая форма искусства. Я думаю, что мы на сцене для того, чтобы общаться, дружить. Если мы прощаемся с чем-то очень дружелюбным и встречаем холодный и равнодушный, негативный ответ, то естественно мы не можем полностью раскрываться, потому что общение-это процесс двусторонний, не может быть только с одной стороны. Общение нельзя навязывать, это некрасиво. И поэтому если случаются ситуации не слишком горячего отклика, то мне труднее общаться. Чем ярке отклик публики, чем дружелюбней она себя ведёт – тем проще мне на сцене раскрываться, импровизировать, разговаривать, вдохновляться, радоваться, поэтому это искусство двухстороннее. И если концерт произошёл плохой, то чаще всего в этом виновата публика. Мы в принципе все концерты играем ровные и всегда настроены на дружелюбное общение, всегда очень открыты.
ART: У вас за последние годы пошёл большой поток всероссийских фестивалей. Когда вы начинали 8 лет назад, такого не было. Фестивали вдохновляют вас, учат чему-то или может, разучивают и вы все-таки больше за сольные выступления, будь-то в каких-то залах или клубах?
Бенька: Фестивали – это, конечно, интересное времяпровождение, но я уверена, что раскрыться по-настоящему группа может только на сольных концертах, даже не на совместных, а исключительно на сольных. Тогда мы создаем какое-то пространство, удобное для нас и в нём действуем. Фестивали хороши тем, что это то место, где можно поучиться, что-то увидеть новое, вдохновиться, подпитаться.
ART: Смотрите ли выступления своих коллег?
Бенька: Всегда, если есть возможность, мы очень любознательны и нам интересно всё, что происходит в мире.
ART: Если не секрет, есть ли на российской, белорусской сценах ваши единомышленники, соратники?
Бенька: Их очень много. Нам очень симпатично творчество группы Pur:Pur: мы творчески дружны, и наблюдаем за творчеством друг друга. Очень нравится нам АукцЫон, ну и Леонид Фёдоров…
ART: Наверняка, питерская сцена вам близка – Колибри, PepSee, Снега…
Бенька: Снега… я бы ни стала ничего о них говорить. Колибри, это да, это то, что вдохновляло в детстве, откуда растут многие корни, во всяком случае, моей поэзии и музыки. Хвостенко – это, однозначно, мой наставник, еще Олег Григорьев, Д.А. Пригов, Озерский.
ART: Всё, отчего вы питались и росли ваши поэтические корни в какой-то мере – это Питер. Не было ли мысли и сожаления, что вы не выросли там?
Бенька: Нет. Человек рождается там, где должен, где может принести какую-то пользу. Я очень рада, что родилась в Витебске и живу в Минске, я постоянно курсирую между этими двумя городами. И очень люблю Белоруссию.
ART: Ваше творчество начиналось с DIY, и вы в принципе, так и продолжаете. Проецируете ли вы себя как-то в коммерческую направленность продвижения музыки или нет?
Бенька: Мы придерживаемся той позиции, что творческая свобода для нас превыше всего, но есть очень много вопросов, которые могли бы быть решены гораздо быстрее и качественнее, если бы у нас были какие-то финансовые ресурсы. Но мы находимся на полном самообеспечении. Всё хорошее, что с нами происходит – это помощь наших зрителей, приходя к нам на концерты, покупая наши диски, таким образом, спонсируя наше творческое развитие и возможность нам заниматься любимым и необходимым делом. Больше помощи мы ниоткуда не получаем.
ART: Как вы относитесь к интернету и к такому понятию, как собирание средств на запись и выпуск альбомов?
Бенька: Мы хотим воспользоваться этой возможностью, потому что мы очень много лет мечтаем о клипе и у нас очень высокие творческие планки перед собой и перед другими. Мы не хотим поверхностных роликов, не хотели бы самодеятельности, а взаимодействия с профессионалами, которых даже трудно найти в Белоруссии. Может быть профессионалов, с которыми мы бы хотели сотрудничать, их единицы в России или Украине. И для этого всего нужна очень большая финансовая составляющая, чтобы это было так хорошо, как мы хотим. Чем плохо, так лучше уж вообще ничего. Так много лет мы не имеем ни одного официального клипа. У нас есть несколько отснятых друзьями роликов, которые немного помогают нам хотя бы просто объяснить людям, что мы делаем, но не больше. Пока у нас нет хорошего видео, которое бы нас презентовало и полностью отвечало нашим требованиям.
ART: Ведь в техническом плане съемки хорошего клипа несут и финансовую составляющую?
Бенька: Съемки хорошего клипа – это и хороший режиссер (ведь хорошие режиссеры очень заняты, востребованы и чтобы они уделили нам внимание, даже если это сделают за символические деньги, но всё равно выходит крупная сумма), и хороший оператор, дорогая аренда, дорогостоящая аппаратура, монтаж, свет. Это огромные финансовые затраты.
ART: Вы готовы пойти на то, чтобы снять клип для донесения до аудитории некой информации. Но не исключаете ли вы тот факт, что ротация в современном медийном пространстве может не пойти, дальше просмотров в YouTube клип не продвинется?
Бенька: Возможно. Я конечно не знаю, но мне кажется, что время телевидения тает с каждым днем. У нас были мысли, что мы должны присутствовать и быть представлены в теле-пространстве и очень часто у нас есть такая проблема. Нас знают хорошо в крупных городах, мы приезжаем в Москву и собираем клуб, в который приходит 600-800 человек, а это немало для альтернативной группы, но стоит нам отъехать от Москвы 200 км, мы не соберем и 100 человек. Это очень трудно и не рентабельно привозить большую группу, где много людей, много инструментов, большое техническое оснащение и поэтому будь у нас клип, который присутствовал на телике – это бы облегчило нам жизнь для привлечения огромного количества людей, которые могли бы прийти к нам на концерт и узнали бы о нас. Но с другой стороны, с каждым днем мне кажется это менее актуальным, тоесть интернет, но даже в интернете нам нечего показать людям, которые хотели бы узнать о Серебряной свадьбе.
Бенька: Как человек, занятый созданием и воплощением своего замысла, как вы соглашаетесь с тем, что в той стране, где мы живем, нет системы цивилизованного продвижения музыки, нет понятия «интернет-радио», которое слушает большое количество людей, нет понятия альтернативного телевидения, кроме канала «А-One»? И нет тех людей, которым вы бы хотели донести грамотно чьё-то творчество, нет той структуры продвижения музыки. Как вам внутренне с этим бороться и есть ли вообще замысел борьбы, кроме творчества?
Бенька: Я думаю, что это все есть в широком доступе в интернете и тот, кто интересуется, может найти огромное количество необходимой для себя информации. Мне не видится в этом проблемы, но, безусловно, жаль, что нет никакой структуры. Я надеюсь, что все это будет очень скоро.
ART: Что из последнего прочитанного, увиденного и услышанного вас потрясло?
Бенька: Очень красивая группа «Детектив буран», они играют фантастическую инструментальную музыку с ксилофонами, синтезаторами, полны волшебства, немного похожи на Тирсена. Еще понравился прекрасный мультфильм «Везуха» по произведению Марины Москвиной «Моя собака любит джаз», очень хорошая. Это такие две культурологические радости за последнее время.
Беседовал: А.Пролетарский.
Фото: А.Пролетарский.