5:0 в пользу немого.
Что бывает когда пропадают слова? Когда они становятся не необходимы. Остается форма, остается движение, выкристализовывается смысл. Слова не всегда несут содержание, поэтому порой и опускаются между строк. Между строк посыла. В кино это показательнее всего. Музыкой к кадру можно передать больше, чем преисполнить кадр диалогами. Всё это к тому, что в Одессе прошел пятый юбилейный фестиваль «Немые ночи». Минул он за три дня, но мы к сожалению были лишь день первый, поэтому повествование о нем.
Первый день состоял из двух частей. Первый фильма «Ягідки кохання» Александра Довженко и японского блока с комедией Бастера Китона.
Фильм Довженко от 1926 года на поверку оказался органичен и забавен. Про детей и взрослых, которые запутались в мире простых вещей, про недопонимание и бахвальство, про пороки и их следствие. FKP trio (были в тот вечер дуэтом, без трубача Пятникова) органично вписались в саундтрек к картине, проявив сноровку и ритмичность. Монотонно и динамично они шли к цели. И пришли в каждом кадре и в каждом движении. Удивительно и где-то приятно было наблюдать одну из сторон формации, которая набирает форму с каждым выступлением. И это было не исключением, разнообразно и точно в попадании.
Затем шло выступление Юрия Кузнецова с японцем Ичиро Катаока, который проговаривал каждый их показанных короткометражных немых фильма. А именно — «Запах адониса: Эпизод сказаний о цветах»(1927) и ранняя анимация «Игрушечный поезд Таро»(1929), ну и ранняя короткометражная комедия Бастера Китона «Кузнец» (1929). Все было импровизированно и спонтанно. К музыке вопросов нет, импровизации голоса порой отвлекали от канвы визуального повествования. Но это по моему лишь мнению. Предшествовала сету в этот день пресс-конференция Катаока, который попытался рассказать свою историю пути и интереса к представляемому им ремеслу. Первый день закончился, иные мы увы не посетили. Засим повествование заканчивается, а фестиваль вполне внятно заявил о себе на пятый год существования, доказав в тяжелейшее время актуальность немого искусства и принципов толерантности.
Текст, фото, видео: А. Пролетарский.