За скобками и в титрах.
После первой пятилетки, можно порой расслабиться и получать удовольствие. Время сейчас не для удовольствий, но ОМКФ не сбавляя темпа и не отменяя, ни в коем разе красных дорожек движется вперед. Программа 2015 года была слаженной и по сути крепкой, несмотря на все обстоятельства. Пошлость не имеющих к кино никакого отношения горожан, готовых пройтись за десятки тысяч по красной дорожке, не очернила в конечном итоге впечатления от кино.
Открыл фестиваль странный фильм «Реальность», который снят французом Квентином Дюпье. Комедийный хоррор от автора «Резины» и «Неправильных копов», это говорит само за себя. Смерти кабанов на охоте, видео и детские травмы, помноженные на смешение реальности и экранного эквивалента, голограмма будничной шизофрении.
Конкурсные фильмы, которые удалось посмотреть среди многообразия, это «Бридженд», датского режиссера Йеппе Рёнде, рассказывает о сложной ситуации взаимодействия отдельно взятой девочки-подростка и уродливого мира, через призму соблазна и порочного смешения с социальной средой.
В конкурсе также был представлен новый фильм режиссера из России Алексея Федорченко, который назывался «Ангелы революции», по произведению литератора Дениса Осокина. Это третий фильм Федорченко по Осокину. Тут борьба жителей Казыма и советской убогой пропаганды, которая насаждается повсеместно и, к сожалению всегда. Только сегодня это носит название России. Отдельные части, и эскизы картины слагают одно полотно борьбы и проигрыша, замешанные на аутентичной подкорке мифов, легенд и сказаний. Тут визуально просматриваются «Небесные жены луговых Мари», которые были в конкурсе ОМКФ в 2013 году, но все-таки разговор несколько об ином, хотя боль и страдания от этого не меньше.
Еще один конкурсный фильм режиссера Дениз Гамзе Юргевен, названный «Мустанг». Фильм про взросление и свободу, про невинность и похоть, про разницу между одними и теми же. Женская натура через призму запретов и выхода за пределы дозволенного, школа и борьба поклонений, выход наружу от того, что остается позади. Бег на месте, по кругу обстоятельств и уничтожение миражей. Фильм о каждом и всех вместе, в принципе одна из самых сильных работ фестивального конкурса. Она и получила приз за режиссуру и гран-при 6 ОМКФ. В принципе, по праву.
Ожидаемый массами «Лобстер», показанный в программе «Гала премьеры», снят пятью странами и греческим режиссером Йоргосом Лантимосом. Каннская премьера, повествующая о будущем и одиноких людях, которые ищут и не находят, заканчивают, так и не начав. Логический, текущий фильм о конечности всего социального и сущего, дико затянутый во времени и оттого трудно смотрибельный.
Молодежный фильм «Убрать из друзей», совместного производства двух врагов со времен холодной войны, повествует об ужасах виртуального пространства и общения в нем, утрировано до самых пределов. Бекмамбетов как продюсер, миллионный бюджет и сборы в мире уже до пятидесяти миллионов. Виньетка и срез коммуникационного поля, помноженная на расплату и беспечность. Раскаяние онлайн, во имя скайпа и фейсбука.
Еще одна гала-премьера фестиваля, фильм «Наркотик» американца Рик Фамуйива. Это калейдоскоп жизни одного отдельно взятого чернокожего подростка Малькольма из преступных кварталов Лос-Анжелеса, который с двумя друзьями играют в группе и как-то раз находит в своем рюкзаке героин, который и станет стимулом его движения и развития в поле коммерческой струи. Между плохо и еще хуже разница небольшая, но эта драматическая комедия повествует именно о зазоре между этими двумя понятиями.
Была также показана последняя работа иранца Джафара Панахи под названием «Такси», получившая главный приз на последнем каннском фестивале. Ему года 4 не разрешают выходить из дома, но он продолжает снимать кино о простых людях подручными средствами. Он тут и монтажер, и оператор и сценарист. Тут есть и воры, и друзья детства, и сумасшедшие старухи, все ровно так, как в жизни. За исключением одного но, тут есть логическое начало и конец, а в жизни хронометражем 80 минут часто ничего не заканчивается. Что осталось за кадром, можно только гадать, но этот фильм может быть каким-то спичечным мостиком и диалогом между агрессией и цивилизацией, если это еще вообще возможно.
В программе Music Docs транслировался весьма занимательный слепок своего времени — фильм Винсента Муна «Музопис. Музыкальные портреты Украины». В нем разговор шел про ДахуБраху, одесские еврейские напевы и крымских татар, которые в свете последних событий буквально спасают свою культуру из пасти дикого рашистского зверя.
Показанный на потемкинской лестнице «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, под аккомпанемент Michael Nyman Band. Уникальное в своем роде событие, полная лестница зевак, сочувствующих и посвященных. Больше часа музыкальных наработок по следам черно-белой хроники событийного ряда почти вековой давности.
В рамках программы «Путь к свободе» был показан второй фильм из цикла «Киев-Москва», снятый Еленой Хоревой. Фильм о смежных профессиях Украины и русского мира, фильм о жажде свободы и довольствием несвободы, фильм о нас и о них. Всех тех, кто молчит и берет падшее, фильм о живых и мертвых. Хоревая сняла его вместе со своим другом оператором Андреем Киселевым, а также с сокурсниками по курсу Марины Разбежкиной. Все это документалистика жизни, все это занятно, интересно и логически обосновано самим временем.
Призер Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру польский фильм «Тело» был показан в рамках программы Фестиваль фестивалей. Картина в духе нашей реальности и ментальности «постсовкового» распада, панорамы тех же серых ободранных домов в депрессивных районах европейского города. Герои, параллельно существующие и переживающие каждый свою личную трагедию в жизни, пересекаться для успокоения давно кровоточившей раны.
Суровость сегодняшних украинских будней корректирует и формирует основной пласт современной культурной и творческой деятельности, будь-то кинопроизводство, литература или иная другая сфера. Творчество как реакция на боль, страдание и переломность периода в истории. Работа украинского режиссера Анатолия Матешко «Captum», представленная в международной и национальной конкурсных программах, как попытка сформулировать свое виденье событий, происходящих на Востоке Украины. Это и известные случаи пыток сепаратистами как украинских военных, так и мирного проукраинского населения на той территории, захват в заложники иностранных граждан, взятие в плен военных украинской армии, и множественные попытки их откупа родственниками, не говоря уже о жестоких и необоснованных убийствах. Фильм вобрал в себя весь тот ужас, происходящий за несколько сот километров восточней. Самые примитивные человеческие качества в мирное время, исчезают или полностью деградируют во время военной агрессии. Отвращение, привкус горечи во рту, желание покинуть кинозал – эмоции переполняют во время просмотра фильма. Это как горькая таблетка, которая в конечном результате дающая надежду на спасение.
Впервые за всю историю посещения ОМКФ на американском экшене «Ускорение» с первых же минут стало понятно, что будет показана примитивная пародия на самый кассовый жанр киноиндустрии, и буквально после 10 минут просмотра уже хотелось уйти, чтобы и вовсе не портить общее впечатление. И «псевдо» украинка, а ныне звезда женских журналов Ольга Куриленко никак не спасла положение, несмотря на оголение разных частей тела, эффектные взрывы за спиной и причудливые костюмы для ограбления.
Картина в международной конкурсной программе сербского режиссера Далибора Матанича «Зенит» стала личным открытием. Фильм, повествующий о распаде Югославии с позиции жизни молодого поколения, делящийся на 3 периода с разницей в 10 лет – 1991, 2001 и 2010 годы. Три истории любви на фоне изменений политического устройства уже несуществующего государства. Вражество сербов и хорватов по отношении построения семьи, непринятие и осуждение возникших чувств и, к сожаленью, с печальным концом. Одни и те же актеры переходили с одной истории в другую, меняя свои национальности, но не изменяя своим инстинктивным чувствам и душевной тревоге.
Фильм «Дневник девушки-подростка» полностью стилизован под Америку 70-тых, собственно именно этот период и выбрала режиссер для своего исследования относительно темы раскрытия сексуальности в юном возрасте. Изменения, происходящие в сознании подростка, формируют новое мироощущение и понимание своего места в нем. Каждый может вспомнить себя в этом возрасте и сопоставить с героиней фильма, когда кажется что весь мир у твоих ног и все впереди выглядит красочным.
«Атомное сердце» — фильм об иранском подполье, о реальной жизни сегодняшней иранской молодежи, то о чем не принято говорит вслух, тем более фильм, который скорее всего не выйдет в прокат у себя на родине, но будет показан для узкого круга людей у друга режиссера дома. То, что для нашего понимая вполне нормальное и обыденное явление, в Иране, по словам режиссера, является нарушением закона и подлежит штрафу. Конечно, социальное развитие молодежи не стоит на месте, и нельзя не заметить влияние американской культуры, но дух Востока все также завораживает.
Еще один фильм конкурсной программы израильского режиссера, белорусского происхождения, Евгения Румана «Человек в стене» был показан на кинофестивале. Картина, снята практически без монтажа, в духе театральной постановки по сути с одной локацией, но с разными зонами в ней и эффектом присутствия зрителя в каждый момент фильма рядом с главной героиней (мы видим ее со стороны и то, что видит она). Поиск пропавшего мужа превращается в копание самой героини в своей голове, переоценка отношений в семье и вываливание «скелетов из шкафа».
Полудокументальный, полухудожественный черно-белый фильм «Объятья змеи», представленный в международной конкурсной программе, рассказывает историю столкновения цивилизации и нетронутого мирскими благами амазонского племени, вернее то, что от него осталось. Поиск мифического растения, которое учит мечтать, путешествие сквозь непролазные джунгли, возрождение все новых и новых мифов и преданий. Фильм больше для любителей программ о природе или мировых загадок, так как полностью пропитан духом таинственности и мистики.
Фестиваль показал, что кино живее, чем о нем думают. Аронофски наконец доехал до Одессы и пожал руку Слабошпицкому, а зрители искали и обрели, и это самое главное в ситуации становления и борьбы. Чтобы не говорили о фестивале завистники, какими бы не были жирными гости на красной дорожке, фестиваль уверенно будет существовать, даже если необъявленный бюджет урежется до предела. Потому что экраны, фильмы и зрители будут. Все остальное за скобками, все остальное в титрах.
Текст: С.Пролетарская, А.Пролетарский.