Скидывая кожу.
Странное ощущение. Пятый раз на концерте формации Brutto за полгода. Третий раз в Одессе. Чувства смешанные, но заполоняющие. Форма атакует содержание, и августовский морской бриз холодным дуновением обволакивает всех собравшихся. Два дня до двадцать четвертой годовщины независимости Украины. Предыдущий концерт был в этом самом месте (одном из мест развлекательной приморской клоаки, называемом Bono Beach Club) накануне дня Конституции. Символизм и знаки, твердящие и указывающие. Теперь ближе к теме, к тому что именно сейчас группа переживает тактическое состояние перехода из одного состояния в другое, когда старые песни уже затерты до дыр, а почва под ними утоптана до предела, а новые вызревают, набухают и уже просятся на поверхность. Они прорвутся в ближайшее время, но эксперимент по полному обкату материала первого альбома прошел более чем удачно. Теперь время совсем иного. И видно по публике, которая обновляется, что чуть больше, чем за полгода существования группы в пространстве Украины, на глазах прошла смена поколений. Все верные и старые фанаты ждут нового материала, молодой фронт вливается и прикасается к чему-то доселе незнакомому, понимая, что кумиры прошлого уже не работают. Скелетов надо закапывать и находить что-то живее прежнего. Играли прежний материал, в рамках летнего концерта это было приемлемо. Слишком стремительный полет, разгон взят, границы одной страны делают свое дело, выработка поведения приходит в период формирования характера. Характер уже есть, есть зубы, кулаки и убедительная харизма, есть степень влияния и коммуникация с теми, кто верит и ждет. Они ходят и приезжают на концерты, минуя расстояния и вновь и вновь находя в строчках себя. Энергетика каждый раз хватает их за самое живое и уносит в ту сферу, где немного меньше зла, чем в суровой реальности. Хотя быть в полости круговорота никто не запрещает.
Коллектив на глазах скидывает кожу, словно змея, готовясь к новому витку циклического круговорота. Альбом «Родны край» не будет продолжением первого, Михалок себе не изменяет, он меняется и меняет окружающее пространство, не подстраиваясь и не подстраивая, а оглашая и утверждая. Заглавная песня альбома болезненная и выстраданная, это сакральная молитва человека, который разуверился, но не отступился. Слова «Родны, родны, родны край, Я табе вораг — мяне не чакай» говорят сами за себя. Это не игра, это жизненная ситуация и путь, который как бы ты ни шел, проходишь сам. И говоришь лишь от первого лица. В сентябре грядет клип, который снял Андрей Давыдовский, способный взглянуть в подсознание музыканта, если последний позволяет. С Михалком все проще, он открыт к тем, кто свой, кто через личину вынужденного иронического хейтерства борется с действительностью. А тем, кто пиздит под руку у него всегда найдется несколько слов из припева песни ADИDAS. Соратники согласны, ведь в нем сконцентрирован не только идейный вдохновитель и играющий тренер, в нем все они увидели того, кто готов меняться и менять, не застывая в прошлых победах и формах. Змея скидывает кожу, чтобы прожить новую жизнь. Ее кожа не так плотна, как порой требуют обстоятельства, но она регенерируется и вынужденно приспосабливается к текущему климату.
Всем тем, кто снова и снова идет на концерты коллектива в поисках физкультуры и прочих силовых упражнений, хотелось бы посоветовать, не тратить зря время. Все тут про содержание, форма выражения продиктована контекстом временных обстоятельств. Мудрый старик Ницше говорил: «Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран, — не можешь иметь друзей» Именно об этом все у Михалка. Для всех, без заискивающего лавирования, но со способом донесения. На его концертах уже меняются поколения, обновление тут неизбежно, а дети поют про тех порой идеальных воинов света, которые тихо и уверенно делают свое дело. Не ошибается тот, кто не делает. Живой человек со всей его тонкостенной природой и рефлексиями подвержен и уязвим, именно это сейчас и интересно Михалку. Осмысление силы сейчас у него на горизонте, контекст неустанного безостановочного пути не дает ему покоя. И все это находит выход, все это уже ждет своего рождения.
Текст, фото: А. Пролетарский.