С открытым будущим.
В шестой раз немного о немом кино, о том пласте, который ворошат, увы, не многие и прикасаются к счастью не все, а проникаются и вовсе избранные. Не потому что неподъемный, а потому что интересно в условиях тотальной помойки информации это не многим, а в большинстве своем тем, кто привык впитывать и анализировать. Фестиваль ужался до двух дней, география тоже сузилась, но дело вовсе не в этом же, да? Дело в атмосферной подаче и принятии в текущем моменте.
Открыл фестиваль картина Беларуси «В огне рожденная» 1929 года, про борьбу и движение целого народа, про дух освобождения, про массовый поток сопротивления. Чуть меньше трех четвертей часа экранного времени и мощный саундтрек формации Re1ikt, которая подошла к процессу вдумчиво и осознанно. Это болезненный материал, который и в музыкальном осмыслении должен был иметь сигналы из настоящего, дабы все обернулось адекватностью его подачи.
Вторым фильмом первого дня шел чехословацкий фильм Густава Махаты «Эротикон» тоже 1929 года. Почти полтора часа экранного времени, о любви и соблазне, мертворождении и лишении всего. Ита Рина, актриса которая в этом году была на постере фестиваля, сыграла в этой ленте по сути свою культовую и главную роль. А озвучил ленту весьма атмосферно колектив из Чехии Forma. Живой трип-хоп и эмбиент, полистилистическое варево в эклектичном ключе. Духовые, электронные гаджеты, клавиши и барабаны, все точно и выверено.
Надо сказать о программе мультфильмов, которые были показаны в перерывах фильмов в оба из дней. Это ранняя анимации, весьма забавная и символическая, промелькнула даже психоделическая работа Дзиги Вертова.
Второй день начался с фильма греческого производства, который носит название «Социальный распад», снятый Татасопулосом Стелиосом в 1932 году. Фильме о дне и борьбе, маргинализме в рамках дозволенного и не очень. Озвучил фильм Юрий Кузнецов, озвучил так, как хотел сам, без помощи влияния извне. Все в виде доступной и неутомимой импровизации.
Последним фильмом фестиваля был «Ветер с порогов» 1929 года. Фильм снят Арнольдом Курдюмом. Про семью и строительство Днепрогэса, про значение человека в сравнении социальной машины, про строительство «светлого будущего» через призму пренебрежения настоящим. Озвучили фильм одесситы Artokrats, подойдя к вопросу весьма серьезно и основательно. Скрипичный ансамбль Artokrats сделал все в рамках жанра. Ни больше, ни менше. В целом второй день не сквозил экспериментальностью и беспорно уступал первому. Закрыл фестиваль концерт GrozovSka Band, но увы уже было далеко за полночь. Одесса меж тем продолжала жить своей праздной летней жизнью без оговорок, что фатальность витает в воздухе.
Фестиваль состоялся, трудно и вопреки всему, возможно подошло время трансформировать формат и форму подачи, возможно кино снова застряло в людском молчании и ему только и остается, что перемалывать самого себя, озвучиваясь внешними звуками, не сидящими в плоти кадра. Это станет ясно вскоре, и будущее останется открытым. С открытыми ранами и открытым периодом заживления. С глазами полными слез от счастья соучастия и от реплик надежды.
Текст, фото, видео: А. Пролетарский.