Необратим и необходим.
Так случилось, что в стране, которой я родился, андеграунд всегда был андеграундом. Подпольем в самом прямом смысле слова. Имею ввиду тот его аспект, который музыкальный и убедительный. Тот, который хочется впитывать кожей и рецепторами слуха и зрения. Что в избитые девяностые, что в заскорузлые нулевые, что в безвременные десятые. Никогда он не был и не будет признанной структурой для унылого утробного официоза, затянутого на хоры, драматические театры и краеведческие музеи. Субкультура так называемых маргиналов, помноженная на стремление отличаться и отличать черное от белого, а звуки вибрирующего пространства от затхлого звукоизвлечения. Про фестивали уровня приближенного к ближнему зарубежья и говорить не стоит. Тут было все либо под маркером фекального алко-междусобойчика или с ударением – финансово не рентабельно. Да, я понимаю, что мы еще даже ментально внутри страны, которую в ближайшее время могут лишить виз, не доросли даже до уровня такого себе слаженного польского фестиваля, как Asymmetry, проходящего ежегодно весной во Вроцлаве (этот год переместил его на сентябрь). Но все-таки попытки уже есть, силами энтузиастов, который из подручных средств, друзей и окончательно недобитой массовым уродливым вкусом неформатной инфраструктуры, пытаются сделать действо достойного уровня. Это Robustfest, который придумал и воплощает Филип Добров. Уже в четвертый раз, начиная с 2011 года. Говорить об уникальности сего действа особо не стоит, посвященным и сочувствующим все ясно без лишних слов. На фестивале будут играть те, кто для кого-то является культовой единицей, а для больших масс являют собой лишь неизвестные слова иностранного происхождения. Но эти музыканты не бегут за ротацией на интернет-радио или в мероприятия клубов, инородных им по атмосфере подачи и восприятия. Они просто несут свой крест и проговаривают свою мелодическую молитву ради спасения своего замысла, ведущего их на сцену или в студию. Семь формаций из Украины. И по одной из Беларуси, России, Польши, Швеции, Бельгии и США. Вполне достойный и аутентичный для наших широт лайн-ап слаженного крепкого европейского альтернативного фестиваля, который выбивается из эклектики ночных и дневных «рок-сцен» мейнстримовых ивентов. Стилевые оговорки-приставки stoner/doom/psychedelic/sludge весьма условны и служат порой лишь ярлыками для несведущих в пластах донесения музыкальных вибраций. Два дня, пятнадцать часов яростного напора и нескончаемого накала, которые смешают в один вихрь мистиков и реалистов, дабы доказать то, что фестиваль непопулярной и андеграундной адекватной музыки имеет место быть в неритмичной стране. И дело даже не в том, что часть зала будут слагать из себя друзья-музыканты, а локация клуба MonteRay находится в центре столицы. Время расставляет все на свои места и уже подобное мероприятие имело место быть 19 марта в Харькове, а дальше? Наверно все-таки больше, потому что пласт публики, который он затрагивает растет и не соглашается с положением дел в прилагаемом ассортименте музыкальных мероприятий, ища альтернативные варианты времяпрепровождения.
В цивилизации шенгенской зоны вполне возможно, что данное мероприятие поддерживалось бы каким-нибудь муниципалитетом или каким-то иным отделом по развитию семьи и молодежной политики, ведь оно делает имидж государства не в убогой плоскости официоза и не в массовых плодящихся сегментах потребительского хлева, а на платформе звуковых вибраций высокой плотности извлечения. Там, где инициативы энтузиастов могут перерастать в направленность культурной политики страны, которой сегодня, в ситуации войны и коррупции, нечего предложить в этом срезе. Да и некому это все поддержать из кабинетного скотного двора, где рука руку моет, а хор хором погоняет. Все это риторика и мечтательность походит на инстинкт самосохранения среди фантомов, бродящих и закипающих рыком равнодушных и противодействующих . И это все складывается в текущую фазу положения вещей в независимой отечественной музыке, которую надо взращивать и способствовать ее продвижению, потому что аутентичные харьковчане 5r6 и Soom или черкащане Celophys заслуживают много больше того, что они имеют, выступая редко и не имея локальных адекватных площадок для заявления о себе страждущему зрителю. Все это будет иметь цикличное развитие уже в ближайшем будущем, которое зачинается в настоящем такими вот фестивалями. И они необратимо необходимы для репутации и развития того звука, который вершит будущее и дает шанс на спасение всех тех, кто независим, терпелив и органичен.
Текст: А. Пролетарский.