Камерность и молчание.
Фестиваль – это место потерь и обретения надежд. Тут безделье уравновешивается упорством, а праздный взгляд точится об упорство проникновения в сути, среди хлама и нагромождения.
Одесский международный кинофестиваль прошел в седьмой раз, и уже можно сделать аналитический срез в разрезе времени. Говоря о программе, то она, как и время, повествует скорее о безвременье и рефлексии его составляющей.
Хотелось бы остановиться на международной конкурсной программе, в которой были представлены 12 разноплановых фильмов из Украины, Бразилии, Португалии, Британии, Польши, Германии, Румынии, Бельгии, Франции, Греции, России и далекого Катара. Картины кардинально различались как по содержанию и тематике, так и по жанру. Были показаны как социальные драмы, документальные, молодежные комедии, так и мюзиклы, граничащие со сказкой.
Фильм Город, где я взрослею (режиссер Марилия Роша) — документальное запечатление жизни эмигрантов в другой стране, постоянная дилемма между жизнью здесь и сейчас и там, где осталось твое прошлое. Простые человеческие рефлексии, складывающие пазлы жизни как дружба, любовь и сознание себя в этом мире, тесно переплетены в данной картине. По словам актрисы Франсиски Мануэль, главной героини, она не играла, а проживала свою роль в условленном пространстве квартиры, района, города. Скелет сюжета постепенно обрастал характерами и эмоциями героев, которые вырабатывались уже во время съемок. Картина вызывает неоднозначные впечатления своей статичностью, простотой и некой недосказанностью.
Трагикомедия Смерть от смерти, французского режиссера Ксавье Серона, полностью пропитанная черным юмором на фоне так удачно выбранных черно-белых кадров с резким перепадом контрастов. Вопрос болезней родных, которых мы любим и ненавидим одновременно. Множественность символов – о рождении новой жизни, которая приходит на смену умершей; молоко, сочащееся с груди как переход силы и энергии; смерть, которая расставляет все точки над і; болезнь, которую мы чувствуем внутри себя. Любовь матери и сына, граничащая с противостоянием поколений. Кстати, именно за эту работу Ксавье Серона признали лучший режиссером ОМКФ 2016.
Загар – фильм греческого режиссера Аргирис Пападимитропулос рассказывает историю о немолодом, неуверенном в себе враче в небольшом прибережном поселке. Его жизнь меняется с появлением молодой и открытой девушки Анны. Вечеринки, пьянки, купание голышом увлекает его, он полностью окутывает себя красивыми молодыми телами, пытаясь вернуть уже давно минувшую молодость. Самообман, граничащий со здравым смыслом, приводит к потере реальности. Трагедия отдельно взятого человека, глубина дна, в которую он готов упасть в погоне за эфемерной мечтой на фоне пейзажа райского уголка. Данная картина получила специальное упоминание жюри Международной конкурсной программы.
Также, в международной конкурсной программе была показана комедия Кто горит, горит, горит режиссера Чании Баттон, снятая в традициях британского комедийного кинематографа. Незамысловатая история, приправленная смесью иронии и трагедии. История о том, как можно бросить все и последовать по пути своего желания исполнить последнюю мечту близкого друга. Естественно, в дороге будут встречаться совсем разные люди, и приключаться неприятности. Но главные слова будут в конце, сказанные в последний раз. О любви, о дружбе, о желании жить, и последнее место станет пристанищем праха, развеянного по ветру. Здесь не нужно вдумываться и осознавать каждый диалог, это милая картина о простых человеческих ценностях. Наверное, это объясняет тот факт, что фильм получил гран-при Золотой Дюк по результатам зрительского голосования.
Метаморфозис – работа российских режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Она вышла в прокат в 2015 году и впервые была показана за пределами страны ее произведения, а еще и в фестивальном конкурсе. Повествующая о молодом пианисте картина, показывает его внутренний мир, травмированный бытом родственников в лице мамы и тетки и запретность его бессознательной дружбы с одиннадцатилетней девочкой. Фильм-фантом, сонная лощина изнанки насквозь злобного и потребительского общества, заключенного в границы пороков и стереотипов.
К сожалению или к счастью, не удалось полностью увидеть работу украинского режиссера Тараса Ткаченко Гнездо горлицы, единственную картину, представленную как в Международной конкурсной программе, так и в Национальной. Следует сказать, что именно в последней программе работа получила Золотого Дюка за Лучший украинский полнометражный фильм. Это в принципе и есть то, что из себя представляет современный украинский кинематограф. Скорее, одна из его деталей.
Наши ближайшие европейские соседи также представили свой фильм-мюзикл Дочки дансингу. Это первый полнометражный фильм польского режиссера Агнешки Смочинской. Жанр, который был выбран достаточно сложный, потому что его трудно адаптировать под массового зрителя. Да и примеров успешных фильмов-мюзиклов как коммерчески так и по отзывам критиков не так много. Поэтому это изначально был риск. Плюс ко всему Агнешка решила адаптировать известную всем сказку про русалочку в наши дни. В общем, фильм получился намешанным, но в тоже время в качестве эксперимента, интересным. Нельзя не упомянуть о том, что музыку для фильма создала польская группа Ballady і Romance, смесь легкого поп-ритма и электроники.
Картина грузинского режиссера Русудан Глурджидзе Чужой дом переносит нас в Абхазию 1992-1993 годов, точнее в то состояние, в котором пребывала страна после военного конфликта с Грузией. Сотни домов, которые остались пустынны, гектары нетронутых садов и множество разбитых, искалеченных человеческих судеб. Две семьи селятся в покинутых домах и пытаются начать жизнь заново, освоиться на новом месте. Но происходит их разделение, показаны две конструкции поведения. Одних гложет постоянное чувство вины, не дает двигаться дальше, что в конечном итоге и приводит к тому, что они покидают дом и уезжают. Другие все же адаптируются и смотрят на будущее с оптимизмом. Конечно же, в фильме проходят несколько параллельных сюжетных линий – это детская наивная любовь, более зрелая взрослая, и отношения внутри семьи. Сюжет фильма как сама жизни – многослойная, прерывистая и противоречащая.
Очень большой фильм – фильм ливанского режиссера Мир-Жан Бу Шаая раскрывает тему наркоторговли в странах мусульманского мира, а именно Ливана. История о контрабанде наркотиков в коробках для проявления кинопленки после съемочного процесса, которая стала в фильме основой для троих братьев, была фактом в реальной жизни. И это лучше, чем можно было придумать. Игра в кино, которое полностью захватывает еще вчера наркоторговца, и что в конечном итоге приводит его к политике, очень символично. Картина наполнена как перестрелками, взрывами, так и ироничными и забавными моментами.
А главным победителем Международной конкурсной программы стала картина румынского режиссера Адриана Ситару Незаконные. Фильм, подымающий темы инцеста и абортов в стране. То, о чем открыто не говорят, избегая самого факта существования и определяя этому неестественную природу. Длинный диалог вначале фильма в кругу семьи о правовом и главное моральном аспекте проведения абортов выстраивает почву для последующей развязки сюжета. Отец как олицетворение старого поколения, выступает категорически против абортов, прослеживая в этом демографическую составляющую. И в противовес ему дети, выросшие во времена свободы выбора и мнения. Но жизненные обстоятельства корректируют мировоззрение и приводят к переоценке, и беременность родной дочери от родного сына можно принять и смириться с этим.
Также, наградами были удостоены фильм немецкого режиссера Дорис Дёрри Привет из Фукусимы за лучшую актерскую работу актрис Розали Томасс и Каори Момои и фильм французского режиссера Леа Фенера Людоеды специальным упоминанием жюри Международной конкурсной программы.
Специальным живым кинособытием стал Шерлок Холмс, картина 1916 года производства, снятая Артуром Бертелетом. Она была показанана Потемкинской лестнице вечером 16 июля и озвучена симфоническим оркестром одесской оперы. Масштабное мероприятие, разворачивающееся вокруг банальной истории столетней давности, акцентирующей внимание на личности Шерлока Холмса, который берется всегда за расследование самых безнадежных и роковых преступлений.
В рамках кинофестиваля прошли также гала-премьеры, были показаны «Светская жизнь» Вуди Алана, «Служанка» Пак Чхан-Ука, «Джульетта» Педро Альмодовара, «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефни и «Тони Эрдманн» Марен Аде.
Джульетта – фильм Педро Альмодовара, участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля, в которой он вновь возвращается к теме природы женщины, изучая и постигая ее на протяжении всей сознательной жизни. Построение картины с присущим режиссеру виденьем. Суть незамысловата — женщина появляется вначале фильма, мы еще ничего не знаем о ней, но о которой вскоре нам станет известно все. Тайна, скрывающая глубоко внутри и ранящая душу, постепенное стирание границ неведомого. Клубок фактов и событий в жизни главной героини, которые она выливает в письме, адресованном дочери, как объяснение и осмысление ее поступков и попытка понять причину исчезновения дочери. Тема взаимоотношений матери и дочери – как двух женских начал, как магнитов, но в тоже время противоположностей. В целом, запутанность сюжета постоянно держит в тонусе. Это тот фильм, о котором не нужно говорить, его нужно смотреть.
Все, что вы хотели знать о модельной индустрии. Фильм Николаса Виндинга Рефни - Неоновый демон, рассказывает историю золушки, но отнюдь не со счастливым концом. Сюжет не новый: красивая и перспективная девушка Джесси приезжает в Лос-Анджелес чтобы стать моделью. Ее красота завораживает, а стремительное восхождение подает большие надежды. Но реальность сурова и на пути к успеху нужно пройти множество препятствий и испытаний. Что собственно и ожидает героиню картины. Красочность и сочность кадров на большом экране завораживает, а появление Киану Ривза в образе злого собственника дешевого отеля явно оживило публику в зале. Картина для больших экранов и массового зрителя, ликующего и реагирующего на эффектные динамичные кадры.
Тони Эрдманн, немки Марен Аде, участник каннского фестиваля. Фильм-притча и ироничная сказка о том, кто мечтал и воплощал. О том, что учитель музыки, который решил вернуть расположение скованной и серьезной дочери, может сделать что-то большее, чем просто быть самим собой. Он становится вымышленным миллионером и идет по проторенной и слаженной им дороге туда, куда его приводят мечты. К своей дочери.
Служанка – южнокорейская драма режиссера Пак Чхан-Ука, также каннский участник. Эротическая подкорка экранного повествования держит в напряжении и дает разрядку в тех местах, где ожидаемо выходят наружу инстинкты замысла. Слегка зятянутое экранное время компенсируется весьма реалистичным и динамичным лесбийским актом. Кино об обмане и расплате, жажде и страсти, выходе и исходе, земле и луне. И о конце, который неминуем.
Впервые в рамках фестиваля были показаны и представлены сериалы с разных стран мира. Это и французский триллер Отель «Beau Séjour, и бельгийская драма Враг народа, и польская политическая драма Пакт, и совместно английско-французская политическая драма Последние партнеры, и российская драма Красные браслеты и украинская детективная драма Тройная защита.
Адаптация норвежского триллера Маммон польскими представителями киноиндустрии была показана в рамках ОМКФ. Две первые серии сериала Пакт рассказывают о журналисте, который полностью поглощен своей работой и занимается расследованием финансовых махинаций. Череда необъяснимых смертей людей, непосредственно связанных с расследованием впутывают главного героя в паутину мира коррупции, денег и власти. В целом, конечно сюжет сериала будет еще много раз меняться в силу выбранного жанра, но стоит упомянуть о постоянной динамике сюжетной линии, множестве красочных моментов – это погони, взрывы, убийства.
Красные браслеты, как двухсерийный предпоказ сериала, снятого Наташей Мещаниновой. Фильм про дружбу и болезнь, весьма размеренный и релаксирующий в некоторых местах. Семейная трагикомедия, направленная на потребителя с тонкостенным душевным содержанием.
Мой друг Борис Немцов, Работа Зоси Радкевич, которая вдохновившись заданием Александра Расторгуева и Павла Костомарова, сняла артефакт времени, скорее даже его разрушения через призму одного человека. Не предвзятый взгляд на персону Немцова со всеми вытекающими, слепок из воздуха и желания борьбы, помноженные на страсть и похоть. Документальный повод задуматься и осознать, вспомнить и промолчать. Это не столько куски интервью, сколько монолог с самим собой, потому что Зося снимает так, чтобы не нарушать, а восполнять. Ущерб и утрату она перемалывает на иронию и надежду. Так и в фильме, который не столько визуальная эпитафия, сколько пролог к длинной истории, которая будет развиваться во времени, без главного героя, но с его порывом и целью.
Родные, новая работа Виталия Манского, давшего на следующий день после показа свой мастер-класс. Фильм о родных режиссера, живущих от Львова до Одессы, включая Крым и Донецкую область. Сложная работа, которую отказался спонсировать минкульт россии, хотя все было оговорено. Диалоги о войне и мире, общие точки и акцент на разности сфер поглощения информации. Ворованный воздух Украины и мразь фейковых республик, документ временных неурядиц и виньетка утерянного времени. И не только времени, но и родины, каковой для Манского всегдя была Россия. Он там больше не живет. В финале показано место гибели Бориса Немцова, названный в адекватном народе оттуда уже Немцов Мост. Это последний гвоздь в гроб безвременья, который русский мир заколотил навсегда. А Манскому пришлось это документировать, хотя он никогда не думал, что будет снимать такой фильм.
Я, Дэниэл Блейк, снятый Кеном Лоучем и взявший пальмовую ветвь на последних Каннах. Социальная драма о столяре по имени Дэниэл и фамилии Блейк. В связи с утратой трудоспособности, он пытается оформить социальную государственную помощь, а уж что из этого выйдет и как оно закончится, подробно показывается в фильме. Порой очень натуралистично и показательно для старейшей европейской страны, которая не так давно сделал смелый шаг навстречу выходу из ЕС. Смерть, как итог тут всего лишь символ истощения борьбы и номенклатурного заговора, который неискореним. Но свобода одного, вырвавшегося наружу обстоятельств, гораздо важнее сотен запрещенных фактов рабского пресмыкания, которыми кишит государственная машина.
Али и Нино. Адаптация книги Курбана Сайда, не самая удачная и вот вопрос – необходимая ли? Снятая режиссером Азифом Кападиа, совместная работа Великобритании и Азербайджана, картина повествует о той любви, которая несбыточна. Она на грани трагедии и безумия, сотканная из религии и войны, прорывающаяся наружу обстоятельствам и трагическая на выходе. В картине много детального пафоса и иной мишуры, но она вполне вероятно зайдет тем, кто книгу не читал. И зашла.
Фестиваль стал более камерным и сдержанным по программе, которая могла бы быть более разноплановой для одних и вполне достаточна для других. Нет приезжих «звезд», отпали российские «гастролеры», все входит в фазу молчаливой смотрибельности на фоне горящего безвременья. Семь дней недели, седьмой фестиваль, ожидания будущего не иссякнут несмотря ни на что. Кинематограф мертв или жив – решает зритель, который в черной коробке кинозала смеется или плачет, перерождается или отмирает клетками. Но эмоциональная химия от визуальности и звуковой волны была, есть и будет. Этого не отнять, на это и вся ставка.
Текст: С. Ольшевская.
Фото, видео: А.Пролетарский.
Що сказати? «Гніздо горлиці» продукт середньостатистичний. Файно запакований сюжет серілу в одну серію — то є у фільм. Тарас Ткаченка — нічим особливо не вразив. Лінецький — так красавчик. Йому би дати золотий дюк за акторську майстерність — посмерто хоча б.
Фільм — фуфел, картинка правда гарна.
Продюсер Філіппов Володя — відмив купу бабла на цьому довгострої Ткаченка. І нагла морда його — тому приклад.
Римма (акторка фільму) — відверто не дотягувала.
Драматургія трохи провисала, зокрема штампами із «гастарбайського» життя українців в Італії, трохи не переконлива, хоча як для українського кіно — пайдьот! Його ж нада хвалити. Українське — наше всьо!!!
Це кстаті удєл українських фільмів, вважати успішним те, що провалюється в прокаті. Згадай, Саша, хоча б Санінський, Поводир. 20 млн — бютжет, а фільм заробив 16. Куйня — малята. Це не «найкасовіший фільм» України. Це жесть якась. Хоча відбити 80 відсотків бюджету — норм, та респект. І ще трохи про драматурга. От:
Драматург з Роздобудько — як говорить народна мудрість — «як з козла молока». Вона не драматург, питання: якого уміння учить вона в Карпенко-Карого студентів. Писатть мильні опери типу «Гудзика» чи «Острова»?