Структурное оформление эротизма.
Насколько возможно показать, ощутить, объяснить, структурно оформить эротизм? Да и вообще возможно ли это сделать каким-либо образом? Как понять этот феномен, каким он был раньше, изменилось ли что-то на сегодняшний день?
Именно этими вопросами задался датский режиссер-документалист Йорген Лет (http://jorgenleth.blogspot.com/)в своей новой работе «Мужчина в поисках эротики». Перед глазами зрителя постепенно выстраивается взгляд отдельно взятого человека, пытающего осмыслить и предать абстрактную сущность в некую форму, а именно изучить, в его понимании, объект эротики — женщину.
С самого начала картины режиссер показывает её – женщину, девушку – главное действующее лицо. Обнаженная, чувственная, беззащитная, хрупкая, нежная, такая близкая и такая далёкая – фрагментальная композиция запечатления всего телесного и духовного ансамбля: груди, и плечи, и бедра, и ноги, и лоно, и взгляд, каждый стон, каждый вздох, каждый толчок тела, вибрация внутренних мембран. Уловить каждое её движении: она смотрит, моется, делает макияж, читает книгу, просто лежит, Йорген Лет, как мужчина, смотрящий на женщину, пытается раскрыть тайные, глубоко спрятанные, может даже в какой-то степени инстинктивные реакции: что он думает, чувствует, приложит ли он силы, чтобы снова отыскать её? «Влюбленный! Нет, одуревший от страсти…» именно так описывает режиссер некую притягивающую силу мужчины к женщине. Неизвестность пленит, притягивает как магнит – это игра двух игроков, исход которой известен заранее.
Чувствуется разветвление на несколько сюжетных линий: параллельно со съёмками фильма в разных уголках света, проведением кастинга, идёт осмысление собственного любовного опыта. Режиссер возвращается к своим воспоминаниям, на своем примере пытается понять: что такое страсть, похоть, любовь, привязанность, что овладевало им когда-то, немного приоткрывает занавес со своей личной жизни. Открываются факты длительных отношений автора с одной чернокожей девушкой, их встреча спустя несколько лет, переживания, воспоминания, вздохи и интонации – все это увлекает в некую игру символов и придает повествованию оттенок ностальгии по былому, возможно, для придания эмоциональному полю встречи еще большего мистицизма.
Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Панама, Манила…путешествие, в которое негласно берёт нас режиссёр, показывает всю красочность пейзажей разных уголков света: чувствуется контраст между дикой природой, в какой-то степени нетронутой, как впрочем и сама женщина, и гениальной простотой обычной комнаты: кровать, зеркало, стул, пропитанный ею воздух. Повсюду присутствует она, адаптируясь и сливаясь в единую композицию. Долгое время, прожив в Гаити, Лет проникся жизнью этой страны, и особое место уделяет именно ей: в рамках картины пытается наиболее реалистично отобразить культурные явление жизни и становление девушки как женщины, ищет пути понимания возникновения и развития очага женской сексуальности.
Фильм «Мужчина в поисках эротики» тесно переплетается с его достаточно провокационной автобиографической работой – книгой «Несовершенный человек», где в частности затрагивается вопрос места эротики в жизни режиссёра и поиск его во всём. И фильм выступает продолжением раннее начатого анализа, раздумий о соразмерности мимолётного порыва с длительными отношениями.
Одним из продюсеров фильма является скандально известный датский режиссёр Ларс фон Триер, нынешняя,объявленная по нелепому обвинению в нацизме, персона нон — грата в Каннах, который также подымает тематику эротической составляющей жизни, что явно видно по таким его фильмам, как «Рассекая волны», «Антихрист».
Так как завершающего эпизода в картине нет – это наводит на мысль, что тема не исчерпана и точка еще не поставлена. Так что следует ждать продолжения ….
Текст: С. Пролетарская.