Анна Войтенко: Животные лучше чем люди, вот я их сейчас и фотографирую.
Она родилась в 1979 году в Киеве, где живёт и работает и по сей день. Она фиксирует то, что многие не замечают и этим и удивляет. Тихим шепотом и зверским криком ее фотоснимки будоражат и повествуют, отражают потерянную реальность и вселяют надежду поиска. Для нее фотоаппарат - это инструмент постижения мира, а фотографии — очерки действительности и глотки свободы. Она — Анна Войтенко. Всё остальное неважно. Мы задали культовому украискому фотографу несколько вопросов.
ART: Анна, здравствуйте! Прежде всего хочется вас спросить о новых ваших проектах? Что сейчас снимаете, чем дышите?
Войтенко: Дышу воздухом, снимаю животных. Животные лучше чем люди, вот я их сейчас и фотографирую. Потом опять буду снимать людей.
ART: Процесс съемки для вас такжже интересен, как и результат или нет? Ведь ситуации и условия съемки бывают разные.
Войтенко: Процесс это одно удовольствие. Результат — совсем другое. Процесс, это поиск, охота, открытия, адреналин. Результат — итог. Иногда разочарование, иногда удовлетворение. Потом пустота, на некоторое время.
ART: Вам приходилось снимать в экстремальных условиях? И если да, то как это на вас отразилось?
Войтенко: На войне я не снимала и, пожалуй не буду никогда. А так, каждая съемка содержит в себе какой-то экстрим. Но как это отражается на мне? Больше опыта, лучше ориентируешься в ситуации и разбираешься в людях.
ART: Почему вы выбрали в подавляющем большинстве именно черно-белую фотографию? И насколько важно наличие некоего «нерва» в фотографии? В момент съемки сразу выбираете между цветом и чб, или это происходит потом?
Войтенко: Нет, я не выбрала черно-белую фотографию. Цветных снимков у меня даже больше. Просто, иногда видишь цветную картину, иногда цвета нет. Все диктует место и сюжет которые снимаешь. Это понятно сразу. И нерв в фотографии не зависит от цвета, это скорее взгляд фотографа. Он должен этот нерв увидеть, почувствовать и внести в снимок.
ART: Вам важно то — какое влияние окажут ваши работы на зрителя? Что он ощутит, какую эмоцию испытает?
Войтенко: Да, мне это интересно. Зрителей так много. Одни испытывают сильные эмоции, другие равнодушны, третьи ругаются. И часто непонятно, чем вызвана такая реакция? У всех разные опыт, культура, образование… Но мне всегда интересно как реагируют на мои фотографии.
ART: В ваших фотографиях очень много людей, вы еще не устали от такого наличия живого организма в кадре? Кем или чем для вас является человек, который оказывается у вас в кадре?
Войтенко: Устала конечно. Но люди это бесконечность. Все время меняются и меняют все вокруг, они разные. Как говорит один мой друг пейзажист: «Открою вам Америку – мы все люди. И вселенная тоже люди. Всё люди, а значит – бессмысленно их не снимать.» Но он снимает то, что наделали люди без них, а я их, когда они что-то делают. В моем кадре человек является тем, кто он есть — человеком. Художник художником, спортсмен спортсменом, бандит бандитом… Когда это толпы, они являются толпой, но если приглядеться, то видно, каждый сам по себе.
ART: Если вернуть время вспять, то что двигало вами в тот момент, когда вы начали фотографировать? Что вас побудило к этому?
Войтенко: Наличие фотоаппарата. Он достался мне от дяди. Есть фотоаппарат, надо снимать. Я мгновенно попала в немного безумный мир фотографов, почти сразу начала работать в газете фоторепортером. С этого, по-моему все начинают.
ART: Важно ли по вашему мнению то, на что снимать, техническая сторона?
Войтенко: Да, важно. С одной стороны. А с другой, не важно. Смотря что и для чего ты снимаешь. Я люблю разными камерами снимать. Вроде развлечение, но постоянно открытие.
ART: Возвращаетесь ли вы в Изу сегодня? Почему именно это село вас привлекло тогда?
Войтенко: Нет, не возвращаюсь пока. Но все может быть. А как это село могло не привлечь внимание? Это фантастика. Нигде такого нет.
ART: Кого их украинских фотографов, ныне здравствующих, считаете своими соратниками?
Войтенко: Соратниками? Это у революционеров соратники. А фотографы все одиночки. Есть близкие по духу, чьи фотографии мне нравятся. Это Александры Гляделов, Чекменев, Ранчуков. Но мне нравятся арт-фотографы. Харьковчане очень интересны, Валентин Бобик из Львова.
ART: Расскажите, что из последнего увиденного, услышанного и прочитанного произвело на вас впечатление?
Войтенко: Париж. Я только оттуда.
ART: Спасибо за интервью и что бы вы пожелали читателям нашего сайта?
Войтенко:Украшайте свои дома фотографиями.
Беседовал: А.Пролетарский.
Фото: А.Войтенко (их серии «Иза»).
персональный сайт Анны Войтенко — annavoitenko.com