Песни свободы.
Если бы не существовала сама сфера музыки, то многое, происходящее в нашей жизни, было бы совсем иным. Ведь ее бесплотность и одухотворённость вселяют надежду, убеждают, вдохновляют и утверждают. Этнос музыкальных воззрений народа состоит в конкретных его представителях, которые на своим творческом поприще формулируют позиции и создают форму воплощения, преподнося творчество в тех рамках, которые приемлимы именно им. У этнических формаций, как правило, нет границ претворения замыслов, а содержательная сторона эклектично вплетается в общую канву того поиска смысла, который вложен изначально. Говоря о таких ярких носителях украинского этноса, как киевская формация «Даха Браха» приходит на ум именно такая формулировка того посыла, который заложен ими в процессе создания их творений.
Именно «Даху Браху» можно было наблюдать в Одессе 11 декабря 2011 года в клубе «Respublica» с полноценной презентацией их последнего опуса «Light». Хотя презентация альбома состоялась больше года назад, а именно 8 декабря 2010 года в киевском клубе «Crystal Hall», Одесса увидела это только спустя год, не считая отрывочные фрагменты альбома из апрельского одесского выступления на Морвокзале, совместно с минской формацией «Port Mone». На пресс-конференции, состоявшейся накануне выступления, участники группы — Марк Галеневич, Ирина Коваленко, Нина Гаренецкая и Елена Цибульская шутили именно по поводу презентации, так как альбом был выпущен более года назад, а презентации всё грядут и грядут. Также музыканты рассказали о том, с кем бы им хотелось поработать и что за чередой совместных проектов и иных мероприятий, они позабыли о себе, и надо – бы уже взяться за собственное сочинительство. Шутка ли, после, во время и до презентации, альбома, группа была замечена на следующих мероприятиях и событиях – сыграли в сентябре 2010 года в рамках «GOGOLFEST» (локация — киевская киностудия им. Довженко) и не так давно в Германии вместе с финским аккордеонистом Kimmo Pohjonen. Также соорудили совместный проект с минским эмбиент – трио «Port Mone», участвовали 3 июня 2011 года в трибьюте памяти вокалиста группы «Брати Гадюкини» Сергея Кузьминского «Я вернувся домів», принимали участие в создании последнего альбома «Дідо» ивано-франковской формации «Перкалаба» (как и отметились на его презентации, 1 декабря в Киеве), сыграли презентацию свого альбома «Light» вместе с группой Юры Хусточки «Бизоны Хиггса», 9 июня 2011 года в киевском клубе «Sullivan Room». Как видно из приведенного, скучать ребятам не приходилось, но они и дальше готовы к новым экспериментам и прочим трансформациям образности окружающего музыкального пространства посредством долговременных творческих союзов и одноразовых перформансных локаций. Они всё так же играют в театре Влада Троицкого «ДАХ», озвучивая и оживляя музыкой постановки. И они, гастролируя по миру, показывает европейскому обществу убедительное человеческое лицо украинского театра. Который не только существует сегодня, но и имеет громадный, внушительный, концентрированный и глубокий потенциал. Потенциал поиска и нахождения, стремления и созидания, концептуальной осмысленности и нетленности произведений.
На вопрос, о понятии свободы для них самих, вне контекста музыкальной сферы, и некоем подобии поднятия гражданственности в обществе, в частности субботних выступлениях в Москве и России, Марк отметил, что когда происходит подобное, что есть надежда на движение и изменение и это очень хорошо. Так было и на Украине в 2004 году, другой вопрос – к чему это может привести? Но это не очень важно сейчас, главное процесс движения зачат и что-то происходит. Было бы глупо не спросить у таких свободолюбивых музыкантов, как «Даха Браха» о понятиях пробуждения социума и его представителей, и реакциях на творение того бесчинства и града бездарной обманной нелепости, что исходит от правящих «верхов» всех без исключения бывших союзных республик.
Концерт состоялся в тесной, дружественной и теплой обстановке. Хотя, конкретизируя выступления этой магической киевской формации вряд ли можно ограничиться только заезженными банальностями о теплоте и дружественности произошедшего, а скорее необходимо сказать об интимности происходящего, символичности мероприятия, схожего с некоей коллективной молитвой, мантрой идущего навстречу неизведанному, ритуалом коллективного погружения в аутентичный этно – хаос — транс — трип, который даёт пищу изголодавшимся и, готовым к откровению, умам.