Михаил Елизаров: Литература, это не категория «интересно», а скорее «мучительно».
Он непредсказуем и многогранен. Плоть текста притягивает его и в литературе и в музыке. Всё меньше интереса ему доставляет писать романы, а больше манит форма рассказов и эссе. Благо времени хватает на многое. Его «Pasternak» и «Библиотекарь» вбиты гвоздями в фундамент актуальной словесности сегодняшнего дня. Но он, как говорит сам, пишет книги не для себя, а для читателя. Пускай читатель ищет и находит в его текстах собственную метафизику. Причём каждый свою. Всё равно Михаил Елизаров не перестанет быть интересным для себя и других. Мы задали писателю несколько волнующих нас вопросов.
ART: Михаил, добрый день! Что Вы сейчас готовите в литературном плане, к чему готовиться читателю, что это будет?
М.Елизаров: Пишу сборник рассказов. Думаю, к осени выйдет. Хотя на все воля божья.
ART: Насколько Вам интересно заниматься литературой именно сегодня, ведь Вы проявляете себя еще параллельно и в музыке? Или одно дополняет другое? Насколько Вам комфортно на сцене? Кстати, как прошел концерт в Музее Эрарта 3 марта?
М.Елизаров: Литература, это не категория «интересно», а скорее «мучительно». Музыкальный проект, которому я посвятил последний год — это тексты под гитарный ритм, литература с аранжировкой. Поскольку книжная площадка разит безысходностью и коррупцией, я соорудил для себя дополнительную сцену — где пою. Там чуть посвободнее. То есть, певческая площадка — не зона комфорта, а место работы и необходимой отдачи — я вижу зрителя.
Концерт в Эрарте вроде прошел хорошо. Если я отработал три часа, и не заметил этого — значит все было правильно. Правда, там располагающая обстановка — театра, а не кабака. Не люблю, когда зритель выпивает и закусывает.
ART: Насколько «Библиотекарь» стал для Вас граничным и переломным романом и стал ли он таковым, в плане вопроса — что писать дальше? Насколько премия за него повлияла на Вас и была ли неожиданностью?
М.Елизаров: Библиотекарь был самым «успешным» романом. А переломной является каждая книга. Премию, конечно, никто не ждал. Порадовала она.
ART: Своими книгами Вы больше рассказываете возможные истории происходящего в реальности или отвечаете на какие-то лично свои глубинные метафизические вопросы? Они больше для читателей или для Вас лично?
М.Елизаров: Книги для читателей, мне самому они не нужны. Ни на какие вопросы я не отвечаю, просто делаю, что получается, и не задумываюсь о генезисе текста. Взялся откуда-то и слава Богу.
ART: Как Вы оцениваете современное российское литературное сообщество? Насколько сегодня, на ваш взгляд, оно интересно читателю и актуально к повседневности?
М.Елизаров: Современное литературное сообщество вряд ли чем-то отличается от литсообщества столетней давности — такова природа сообществ и литературы. Все одно и тоже. Есть мейнстрим, масскульт, кланы, коррупция — все тоже самое, только за мелкий кэш. Литературы сдала свои позиции кинематографу, он правит умами.
ART: Кого из современных писателей и музыкантов считаете «соратниками по оружию»?
М.Елизаров: Я ни с кем не воюю, поэтому мне не нужны соратники.
ART: Вы несёте ответственность за то, что несете читателю в песнях и книгах и вас волнует то, как он этим распорядится?
М.Елизаров: Это уже патология — беспокоиться о том, как распорядится моим словом читатель или слушатель. Я не настолько ответственный человек. И не настолько тоталитарный — пусть делают, что хотят.
ART: Расскажите о сотрудничестве с Олегом Нестеровым и «Капеллой Берлинских Почтальонов», оно будет иметь продолжение?
М.Елизаров: Да не было сотрудничества. Было одноразовое выступление — спел Лили Марлен. У меня куда больше было совместных концертов с группой «НОМ» или «Бахыт — Компотом».
ART: Сегодня в России состоялись выборы президента, которые, увы, ничего не изменили. Как Вы считаете, долго ли еще продлится единовластие, когда формула «один и навсегда» навязывается повсеместно? И проявление гражданской активности будет иметь продолжение?
М.Елизаров: Это все нэповский спиритизм: «дух льва толстого, долго ли продержится власть большевиков?». Скажу честно — мне все равно. Меня мутит от «гражданской активности». Я хочу вселенской катастрофы, а не честных выборов.
ART: Ваше самое большое потрясение за последнее время от литературы/кино/музыки?
М.Елизаров: Пелевинский «S.N.U.F.F» — превосходный роман. Но это не категория потрясения — это просто радость от произведения искусства.
Беседовал: А.Пролетарский.
Фото: Яша Веткин.