Глоток немых чувств.
С появлением кинематографа началась новая эпоха жизни и культурного развития человечества, которая длится по сегодняшний день, постоянно видоизменяясь, трансформируясь и дополняясь. Неоспоримый вклад братьев Люмьеров дал возможность не просто запечатлевать на застывшем снимке то или иное событие, а и оживить его, показать динамику всей жизни и определённого кадра в частности. В начале своего пути из-за отсутствия технической возможности озвучивания, кинотворцы искали всё новые возможности и грани познания человеческой рефлексии, и тем самым находя связющую нить между событиями на картинке и зрителем, построением сюжетной линии лишь на жестах, мимике и общей атмосфере фильма. Неоценимый талант постановочной работы режиссёров, актёров, их игра и эксперименты в работе придавали некую волшебность, шаманство одному из самых значительных видов искусств. Первозданность, многогранность, уникальность и экспериментальность «чистого» кино поистине воодушевляет, позволяет оценить фильмы не с позиции коммерции, а с позиции внутреннего идейного, содержательного посыла. И такие первооткрыватели, как Жорж Мельес, Эдвин Портер, Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг навсегда останутся на одну ступень выше тех, кто продолжил их дело в кинематографе, ведь фундамент — это то, что держит, формирует и дает возможность для расширения.
Эра «немого» кино уже давно прошла, и фильмы той эпохи уже давно в забытии пылятся на полках мирового кинематографа. Актёры, режиссёры, их неоцененные потомками труды канули в лету. С начала ХХ века много чего изменилось, сегодняшняя, «так называемая» киноиндустрия полностью поглотила массового потребителя, подкидывая ему каждый раз пустышку в виде фильмов ни о чем, без какого-либо посыла, эмоционального сопровождения. Даже большие технические возможности не придали киноискусству глубины, форма не наполнила содержания. То, что много лет назад вызывало восторг, неподдельное удивление, сейчас же не задевает ни одной нервной клетки. Изначальное предназначение кратких фильмов для фиксации интересных кадров, экспериментирование с изображением, актёрской игрой и запечатлением истории человечества, поиска новых возможностей и способов выражения эмоции, чувства, события без единого слова. Только зритель, только картинка на экране и их особая индивидуально выстроенная связь в подсознательном мире первого. Тысяча слов никогда не заменят одного взгляда, «громкоговорящего» жеста, мимики лица, невольных движений тела.
Поэтому неожиданное возвращение в то удивительное время посредством «немого» кино, которое сумел осуществить французский режиссёр Мишель Хазанавичус, придало новый глоток для гурманов настоящего кинематографа, вернуло к истокам. Фильм «Артист» в жанре черно-белого «немого» кино получил ошеломляющий успех, признание многих критиков, а самое главное любовь и почтение зрителей.
Картина переносит нас в 1927 год — период, когда популярность «немого» кино достигала своей вершины, а актеры имели статус национальных героев и всеобщих любимцев. Но в то же время показан период преломления эпохи «немого» кино эпохой звукового кино, изменения сознания человека, который должен был адаптироваться. Главный герой -Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) — известный актер, который никак не соглашается с прогрессом технических средств, верит в вечное существование и светлое будущее «немого» кинематографа. Он пытается, не имея поддержки извне, сделать шаблонный фильм «Слезы любви», полностью отдав ему свою душу и средства. Энтузиазм, жертва себя искусству, к сожалению, не имеют отдачи. Постепенно он лишается всего: успеха, известности, благосостояния, семьи, любимого дела — как оказалось, мимолетных явлений в нашей жизни. Жизнь кажется законченной, мрачной и пустой, а все, что было сделано раннее, бессмысленной тратой. Ранимая душа творца не выдерживает давления внутреннего «я», конец ему кажется близок настолько, что можно дотянуться рукой и разрушить все одним махом.
Параллельной линией фильм повествует о подающей надежды актрисе — Пеппи Миллер (Беренис Бежо), судьба которой еще в начале карьеры пересекалась с Джорджем Валентайном, её кумиром и учителем. Его авторитетное одобрение озарило звездную дорогу к большому кино и спасение таланта последнего на наиболее разумных условиях.
Режиссёр в фильме приводит пересекающие линии судеб двух творческих людей после перемещения «немого» кино на второй план: актера, который не смог приспособиться к новым реалиям и остался верен своим убеждениям и начинающей актрисе, которая оказалась в нужное время, и в нужном месте, используя свой голосовой потенциал. Фильм показывает две стороны одной медали: трагизм разрушения устоявшихся идеалов, заполнение и замена их чем-то новым, а также закономерность усовершенствования технических аспектов создания картин благодаря техногенным новаторствам и прогрессу, а также его необходимость.
Нельзя не отметить лёгкость, изящность, элегантность, с которой главные герои переносят все жизненные перипетии: взлёты, успехи и некоторые падения. Непревзойдённая игра французского актера Жана Дюжардена завораживает, он как бы создан именно для этой роли. Доля юмора и драматизма, которая передана без единого слова и цвета в духе того времени, показывают зрителю возможность выхода за рамки формообразующих атрибутов, обуславливающих ограничения и рамки, за пределы сценария, в надежде обретения смысла.
Фильм, который стоит посмотреть, хотя бы ради того, чтобы получить новый глоток поистине «чистого» кинематографа, прочувствовать буйство и трагизм актерского ремесла.
Поэтому ответ на вопрос: нужен ли звук для передачи эмоциональной составляющей в фильме, наглядно продемонстрирован в эксперименте с немым кино — фильме «Артист».
Можно рассуждать о необходимости и бесполезности звука и цвета, о сущности кадра и прочем второстепенном хламе, но одно остается неизменным – это внимание к субстанции смысла и поиску чувства любви, которые переносили немые фильмы, которых, если признаться по правде, очень не хватает сегодня.
Текст: С.Пролетарская.
Фото: kinopoisk.ru