Озвученная немота.
Возвращение к незримому корню рождения и развития кино, наблюдение и постижение всех граней человеческой сущности посредством визуализации в передаче смыслового посыла, объединяет людей. И подтверждением тому было перенесение в начало ХХ века, погружение в атмосферу черно-белого пространства 15, 16, 17 июня в рамках третьего международного фестиваля немого кино и современной музыки «Немые ночи 2012». На основной программе фестиваля (параллельная была показана в арт-центре А.Коробчинского) фестивале было представлено 5 картин в музыкальном сопровождении коллективов с Украины, Великобритании, Италии, Польши и Германии. Подробный концепт фестиваля вмещает в себя его сайт - http://mutenightsfestival.com.
Открывала фестивальное действо в 2012 году документальная картина советского режиссера В.Турина «Турксиб», описывающая строительство Туркестано-Сибирской магистрали и её роли в освоении отдалённых точек Советского Союза. Историческая экспозиция жизненного пути поколений с проникновением в самые важные аспекты передает всю ту разнообразность, красочность белой пустыни Туркменистану и северных снежных склонов Сибири конца 20-тых годов. Музыкальное сопровождение точно и смело обеспечили бристольские кудесники — Bronnt Industries Kapital, отыгравшие атмосферное пост-полотно, обрамленное в вуаль трип-хопового рисунка. Также, в этот вечер была представлена работа иностранного экспериментатора кинематографии, а именно «Одинокие», венгерского режиссёра Пала Фейоша, который попытался показать жизнь американских мелких служащих, как подтверждение или опровержение темы «американской мечты», соединения и сближение двух точек на единой прямой судьбы жизненной плоскости существования миллиона разных точек. Музыкальную ткань обеспечивали экспериментальные итальянцы Ziz.
Во второй день, 16 июня, было представлено интересное сочетание украинского кинематографа с музыкальной накладкой европейских исполнителей. «Мирабо» — художественная попытка внедрения авангардистских течений в украинское кино на свой лад. Повествование о революционных действиях в Одессе, что особенно приветствовали зрители, которые смогли наблюдать знакомые места одесских улочек и широко известных районов с разницей в 82 года. Параллели, проведённые по ходу фильма, наполняли атмосферу духом революции, интервенции, подпольной деятельности разных политических сил. Параллелью в музыке служил музыкальный сет в исполнении немецких электронно-духовых концептуалистов Durban Poison, которые эклектично смешали звуки духовых инструментов и подручных предметов (раковина и прочее) и минималистичный саунд компьютера и ipadа. За их названием кроется всего лишь сорт конопли, но музыка у них реально торкает, даже в привязке к кинополотну. Клаус Бургер и Матиас Шнайдер заварили хаос и вихрь, обособляя и воплощая то, что они рисуют внутри себя, как ответ на кинокадры. А это неслабый замес, как хочется отметить. Ткань кадра начинает жить своей жизнью, влекомая музыкой вовнутрь себя, как бы замыкая цепочку, когда все замкнуто и самодостаточно.
Продолжением данной темы стал фильм «Шкурник» Николая Шпиковского, один из первых на то время зарождений комедии в зачаточном, первозданном виде. Высмеивание бюрократических процессов в мире и полное поглощение человека социумом с утверждёнными правилами. Озвучил его польский мультиинструменталист Marcin Pukaluk.
Третий день фестивал — 17 июня.Заключительный 2-х часовой кинопоказ картины русского актёра, режиссёра и сценариста Ивана Мозжухина, хоть и французского производства, «Костёр пылающий» 1922 года, о любовных перипетиях внутри семейной ячейки общества того времени, сопровождался импровизированным музыкальным перфомансом с клавишными и ударными инструментами от одесского джазмена Ю.Кузнецова. Очень органичное слияние экспрессии Кузнецова и кадра Мозжухина сделали свое дело и два часа пролетели на одном дыхании, хотя и в неимоверной жаре под сопровождение летающих насекомых. Мотыльки летели на свет и сгорали от безостановочного слепого движения под звуки рояля.
Заканчивала третий день фестиваля украинская певица, живущая в Германии, Марианна Садовская, которая представила программу «ODESSA UNDERGROUND». Аутентичная женщина со звонким голосом и легкой подачей подожгла остротой материала этот летний вечер, чем провозгласила финальный аккорд третьего фестиваля немого кино «Німі Ночі» в Одессе.
Говоря о третьем фестивале, но не подводя никаких итогов, надо отметить то, что он состоялся. Просто состоялся, а не канул в лету, как многое ныне. И развивается.
Текст: С.Пролетарская.
Фото, видео: А.Пролетарский.