Александр «Михалыч» Красовицкий (Animal ДжаZ): Я не думаю, что будет какая-то революция.
Трансформация этой группы постоянна и остановок не намечается. Они тяготеют к эклектичному музыкальному театру, стирая границы и углы своего творчества. Они одинаково органично смотрятся в дуэтах и с вечно актуальным Васей Васиным и с увядающими Amatory, и даже с певицей Maksim. С лидером Animal ДжаZ, Сашей Красовицким, мы встретились на фестивале «Соседний Мир» в Керчи, где и задали несколько интересующих нас вопросов.
ART: У вас недавно вышел новый интернет-сингл. Что готовите сейчас, может полноценный альбом?
Красовицкий: Во-первых, мы готовим альбом. И если честно говоря, ситуация достаточно сложная, потому что у нас уже 19 песен. На один альбом – много, а на «двойник» не тянет и вообще не хочется делать. А с другой стороны, песни выкидывать тоже не охота, шедевр на шедевре и так всегда. Пока не знаем, что будет. Пока просто записываем песни, смотрим, а решать какая именно песня войдёт в альбом. Всё равно если релиз состоится, то не раньше, чем весной 2013 года. Потому что у нас сейчас клипы пойдут, один за другим практически. На песню «Джига» клип снят, сейчас остался монтаж и уже практически сделан. Потом на песню «Живи» с певицей Максим и еще 100% будет клип. Сейчас очень много предложений идёт от режиссёров.
ART: Насколько Вам важен видеоряд: больше для визуализации смысла или ротации?
Красовицкий: С появлением и развитием интернета, понятие «ротация» отходит на второй план. Просмотры на YouTube или прослушивание песни «В контакте» – для нас это становится более важно, чем работать с радиостанциями. Потому что нам надоело за 11 лет иметь дело с личным мнением программного директора. Как правило, они разбираются в музыке хуже нас. Я очень рад, что появился интернет, несмотря на то, что там процветает пиратство. Но я уже не переживаю по этому поводу, так как основной заработок всегда был с концертов.
ART: Что Вам больше интересно: фестивали или сольные концерты?
Красовицкий: Нам всегда интересней сольные концерты. Это и есть та сама жизнь, ради которой мы делаем музыку. А что касается фестивалей, то если он такой, как фестиваль «Соседний Мир», то это прекрасно. Очень хорошая возможность отдохнуть, порадоваться общению с музыкантами другими и выступить, привлечь людей, которые раньше не слышали. А если фестиваль организован, как обычно это делается, то есть отсутствие нормальных саундчеков, отвратительный звук, пьяным народ, которым наплевать на музыку. Поэтому мы в этом году не играли на «Нашествии», не играли и рады этому. Мы готовились выступать на главной сцене, но не срослось, организаторы что-то перепутали и у нас уже были расписаны концерты. Получилась техническая накладка, но я по факту рад. Мне больше нравится такой фестиваль, как «Соседний Мир». Пусть здесь меньше народу, но у нас с известностью нет проблем. Хочется удовольствие получать.
ART: Насколько изменилась та музыка, с какой Вы начинали в 2000 году и то, что Вы играете сейчас? Как внутренне Вам, как музыканту и человеку, несущему творчество со сцены, ощущается это изменение?
Красовицкий: Изменения коснулись текстов. Раньше я писал более размытые тексты с образами, зачастую не опирающими на конкретный мой жизненный опыт. С течением лет я стал писать всё больше текстов о том, что я непосредственно пережил или жизненные ситуации конкретных людей. Они стали для меня более личными. А с точки зрения, музыкальной составляющей – ничего не изменилось, мы, как писали совершенно разную, эклектичную музыку, так и продолжаем это делать. Как у нас было на первом альбоме минимализм: рок-баллада, за ней метал, за этим всем арт-рок, также точно на последнем альбоме 2011 года присутствует. Ничего не изменилось к подходу концепции. Мы играем в то, что нам нравится, а нравятся нам совершенно разные вещи, не одна эмоция: боль, любовь, ярость, а целый набор эмоций.
ART: Обратная реакция публики стала иной, чем было раньше или она такая, которая Вам нужна именно сегодня?
Красовицкий: Мне очень нравится то, что сейчас происходит. О нас больше узнали. Приятно, когда ты выкладываешь песню в интернет, а на следующем концерте через пару дней её текст поют хором. Это классно. Такого раньше не было. На выступлении на фестивале «Соседний Мир-2012» было видно, как люди реагируют на песни. С каждым годом всё лучше и лучше.
ART: Недавно у вас было турне по Украине. Какие Ваши впечатления о нём?
Красовицкий: С технической точки зрения, те места, где мы играли (а это обычные места), они находятся примерно в 2002 году в России. С тех пор у нас огромный скачек вперед в плане аппаратов, которые стоят в клубах, организации концертов. У некоторых время остановилось, не растут, ничего не обновляют. В общем, с технической точки зрения это был провальный тур, потому что нам нигде не понравились ни звук, ни как это выглядит всё. В Симферополе один нормальный клуб, где можно играть, и то не совсем. Честно говоря, в России в каждой дыре есть нормальные места, где можно аппарат поставить. А с точки зрения людей, всё было нереально круто, у нас особая открытая атмосфера. Что ни концерт, то открыта душа у людей, потому что им приходилось слушать очень плохой звук. Мне кажется, что это свойства украинской ментальности. Я замечаю различия, и мне очень нравится здесь давать концерты. Если еще подрастёт техническая база, будут вообще прекрасно.
ART: Слышали и слушали ли Вы какие-либо украинские группы?
Красовицкий: Да, много чего слышали. Я очень люблю Океан Ельзи. С альтернативной сцены старичков Green Grey, ТНМК, харьковские группы Pur:Pur, Оркестр Че, Lюk, Пятница, Sunsay (больше нравится сейчас, чем то, что они делали в Пятнице). Sunsay – очень крутой. Не могу сказать, что слежу за его альбомами, но когда я ловлю его видео или звук, то я не выключаю никогда, потому что он мощнейший вокалист.
ART: Если говорит об альтернативной российской сцене, кто Ваши соратники сегодня, с кем приятно осознавать, что вы на одном фестивале или в одном концерте?
Красовицкий: У нас есть дружеские отношения с группой Amatory, Кирпичи, но мы немножко особняком стоим, потому что никогда не считал, что мы альтернативная группа. Мы играем слишком разноплановый рок и находимся на вершине российского андеграунда (вершине российского дна). Мы как Queen, в том смысле, что играем на одном концерте, начиная с депресняка, переходим в ёрничание, потом заканчиваем эйфорическим весёлым роком. Сложно представить еще какую-то похожую группу, которая могла бы быть до нас или после нас в той же волне. У нас слишком разная волна. Я не говорю, что мы лучше или хуже, мы просто создаём своеобразное настроение. Вокалист группы Торба-на-круче Макс Иванов, кстати, замечательная команда, сказал, что у нас рок-театр. Это правильное определение. Мы проживаем какую-то свою жизнь на сцене, и людям в зале приходится с нами её проживать. Мы не просто поём песни, а переживаем их на сцене.
ART: Что для Вас значит проект Zero People? И какой «Михалыч» в этом проекте?
Красовицкий: Я иной в Zero People, чем в Animal ДжаZ, иначе это не был бы другой проект. Я там совершенно «обнажён», потому что в Animal ДжаZ я прикрыт немножко слоем романтики, я не всё могу там сказать. В Zero People я могу сказать всё, что угодно, мне неважно как я выгляжу на сцене. Год назад для меня это был более важный проект, чем сейчас. Zero People сейчас немножко отошёл на второй план, потому что Animal ДжаZ всегда для меня был на первом месте, и сейчас у нас очень много работы: студия, съёмки. На Zero People просто времени не остаётся, но он где-то есть внутри, сидит, потихоньку песни новые зреют.
ART: Что для Вас значат интернет, социальные сети?
Красовицкий: Это очень хорошее средство для того, чтобы передать большому количеству людей то, что ты хочешь сказать. Но любые социальные сети нужно использовать только как средство, и если так воспринимать, то они совершенно не вредны. Если зависать там часами и жить там жизнь, то тогда это становится злом. Я это использую просто как СМИ, я черпаю оттуда новости, слушаю музыку, смотрю видео, кино и выдаю туда свои идеи или рекламу концертов. Очень хорошая вещь.
ART: Какие у Вас впечатления от посещения городов? Как Вам Одесса?
Красовицкий: Очень люблю гулять по городам и смотреть, что происходит. Одесса понравилась, я зафанател по полной программе. Я там был всего один раз, но это один из моих любимых городов. Он для меня в одном ряду – Париж, Одесса, Санкт-Петербург. И об этом я неоднократно говорил своим друзьям. Хочу снова приехать, но уже просто, без концертов.
ART: Вы, как гражданин своей страны, как прокомментируете те социальные события, которые происходят и социально-политические трансформации в обществе сегодня? Это изменение сознания в массах или очередная вспышка в темноте, которая ничего не решит?
Красовицкий: Это мне напоминает ситуацию, когда вначале прошлого ХХ века бунт поднимала интеллигенция и к ним присоединилась основная масса крестьянства. Бунтовать хотели только умные люди, как Ленин, например, которые полжизни жили в Швейцарии, полжизни в России и неплохо жили. Так и сейчас. Кто бунтует? Средний класс, у кого есть по две машины, квартира и вроде всё есть. Они бунтуют, потому что когда у тебя всё есть, появляется возможность думать не о том, как заработать, а о том, что происходит вокруг. Появляется свободное время и силы остаются. Я считаю, чтобы они лучше пахали больше. Больше снимали фильмов, если речь идёт о режиссёрах. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я лично бунтую в песнях, я пишу песни об этом и считаю, что это правильно. А выйти на демонстрацию мне не позволяет моя совесть. Я лучше это время, которое провёл бы на демонстрации, я лучше потрачу, чтобы новую песню написать. Любой бунт всегда оборачивается против тех, кто бунтует и любая цель, которая преследуется путём разрушения чего-то, она всегда приводит только к разрушению. Чтобы создать альтернативу, нужно найти себе лидера, какого-нибудь Навального и организованным путём делать альтернативное политическое движение. А выходить на улицы, показать, что мы недовольны (это максимум). Ну и что? Это ничего не изменит.
ART: Ваши последние впечатления из музыки, литературы, кино?
Красовицкий: У меня, честно говоря, столько было Animal ДжаZ последние несколько месяцев, что у меня толком не было времени и сил ни фильма посмотреть, ни музыку новую слушать. Я слушаю то, что осенью вышло – альбом Ассаи, фантастический и невероятный альбом, это самое лучшее, что сделал Ассаи. Я слушаю новый альбом Влади. Из западного ко мне пока ничего нового не дошло. Я очень много слушаю Animal ДжаZ.
ART: Как идейный вдохновитель, что видите впереди у группы Animal ДжаZ?
Красовицкий: Очень трудно сказать, потому что нам 11 лет. Мы будем потихоньку расти в плане количества людей, приходящих на концерты, в плане известности. Но в музыкальном плане мы будем делать то же самое, по крайней мере, на сегодняшний день у нас нет желания записывать электронный альбом, как Radiohead в свое время. Я не думаю, что будет какая-то революция.
Беседовал: А.Пролетарский.
Фото: А.Пролетарский.