Между небом и землей.
Проект осуществления этой задумки, судя по всему, готовился давно. И наверно то и возник спонтанно. Хотя можно ли это назвать проектом? Только если в чисто экспериментальном и новаторском ключе, но никак иначе. Великий, без малейшего преувеличения, украинский режиссер Александр Довженко, соорудивший и вкопавший столп украинского немого кино, и величина современности на мировой world-сцене Даха-Браха, слились в одном экстазе воплощения. Всё это произошло в ракурсе того, что Марко, Ирина, Нина и Алена записали живой саундтрек к довженковскому опусу «Земля», который и презентовали 20 июля 2012 года в Одессе на Ланжероновском спуске, в рамках третьего ОМКФ. Эта задумка родилась не в одночасье, а при инициативе директора одесского фестиваля немых фильмов «Нимі Ночі» Ивана Козленко, который и подвиг группу своим предложением к записи. А действие это меж тем весьма захватывающее и убедительное, как впрочем, и всё что делает за последнее время Даха — Браха. Будь то сотрудничество белорусским ambientтрио PortMone, финном Kimmo Pohjonen или Ивано-Франковской Перкалабой.
На Ланжероновском спуске в этот вечер был аншлаг внимания, без размазывания по тарелкам внимания и мыслей. В принципе, многие собравшиеся знали, на что шли, и получили сполна всё о, чего жаждали. Немая классика отечественного кинематографа первой половины 20 столетия и аутентичная основа музыки, преподносимой Дахой-Брахой, сыграли свою роль в борьбе между интересом и невнимательностью ко всему происходящему. В принципе, эта группа, в какой-то мере, несет титул последних из могикан украинской корневой основы, тем самым являя чистый пример искусства выкристаллизовавшегося, не подверженного смене режимов и времен года. Слишком вязкий и плотный базис у их музыки, плотная подкорка, а уж надстройка всего сотворенного ними не разочаровывает никогда. В общем-то, это и есть те самые проводники невидимого света, яркого сияния, что отражается на их выступлениях. Они не виноваты то в том, что прёт из души, сеет смысл и что вскрывает, будь то музыка ради жизни или музыка для кино.
Вот так вот стечение обстоятельств привели к тому, что группа вдохнула в кинокадр Довженко новой интерпретации, где внешняя сторона борьбы крестьянства, процессы перелома быта и преломления личностного, воспринимаются как внутренняя трагедия уже совсем на ином уровне, сопоставимым с днём сегодняшним. Удивительно то, что никакой иной группе не было так органично поручить данный перфоманс, так как большинство музыкальных формаций следуют тенденциям и модам, но тем, что рождены сегодня, дабы быть в трендах и таблоидах сиюминутных «побед». А плюс Дахи-Брахи в том, что их эклектика несопоставима со временем их существования, она слоиста, и соединяет в себе вековые предания, скрежет мыслей предков и борьбу смыслов современников, помноженные на музыкальные веяния дня сегодняшнего. Они на своем примере показали и рассказали о таком важном элементе, как творческая свобода, которая необходима человеку, творящему и транслирующему, как воздух. Сказать, что они справились с «Земле», так это ничего не сказать. Они заставили её крутиться и звучать, наполнив звуками и голосами пространство между небом и землей. Если что, свидетели все подтвердят. Благо, их было немало.
Текст: А.Пролетарский.
Фото, видео: А.Пролетарский.