Zapaska — Kontur (2014).
Музыкант это не профессия, не призвание и не случайность, это сияние и опыт, разложенный на атомы, дабы хаос собрал их вихрем в единый спонтанный порыв сознания. Мироздание преумножается творцами, всеми теми, кто сквозь и вопреки создает и рождает, на злобу дня и во благо жизни. Смеяться или плакать решать им самим в каждый данный момент, когда балансируя и отождествляясь, представляешь возможность стать тем, кем являешься в сущности, в том самом деле, которое есть первопричиной и замыслом. Все это сказано в разрезе анализа творчества замечательного и ломовейшего семейного дуэта-формации Zapaska, состоящего из Паши Нечитайло и Яны Шпачинской. Заморозив свои изначальные группы «Че-Че» и «Пропала Грамота» ребята окунулись в омут нового проекта с головой. Смесь и варево бит-бокса и трип-хопа, эмбиента и аутентичного тактического фолка, образует этнический мистический сплав, способный и формирующий, завораживающий и разрывающий шаблоны обыденной повседневности. Серые и черные тона меняются на разноцветные и калейдоскопные тени. Появившись в 2009 году, ребята издали два макси-сингла — Lanka (2010, самиздат), и Translitom (2011, XXX Waves). И вот по истечению трех лет, объездив много стран и пройдя сотни дорог, переиграв на сотнях подмосток, у дуэта выходит полноценный альбом, который можно считать третьим релизом, а можно и первым полноценным. Короче говоря и меньше рассуждая, текущая хроника такая, что 14 февраля 2014 года в открытом доступе интернета появился альбом «KONTUR». Это 11 композиций и 7 скитов, включая поэтические тексты, в общей сложности 18 треков, объединенных единым вектором направления и написания. Это единая замкнутая линия сложной геометрической эмоциональной фигуры.
Каждый из приведенных в альбоме треков сам по себе самодостаточен, будь то атмосферный «Тринидад», отсылающий к электро-пост-панку или вкрадчивый речетатив-хоп «Виноград», воплощенный в реальности вместе с Ниной Гаренецкой из ДахиБрахи. Говоря об альбоме, надо помнить о всех концертах формации вместе и каждом в отдельности, и отмечать, что совокупность и компиляция всего накопленного теперь перед нами. Что все то, что ранее создавалось на концертах в режиме нон-стопа реального времени, собрано и помещено в рамки одного лонгплея, теперь уже воплощенного. Запись бурлит и качает, создавая пространство поиска в каждый момент прослушивания, чертя направление движения к сокращая расстояние между музыкантом и слушателем. Фактически это становится одно тело, полость которого обведена контуром, нивелирующим объект по признакам уязвимости в сторону концентрации светлых ферментов.
Данный альбом открывает новый клапан в творчестве неутомимого коллектива, способного на расширение границ и пространства борьбы и примирения. Адекватного и убедительного звука в родном отечестве совсем мало, сущие крупицы, теряющиеся среди плевел, на ощупь пробивающие себе путь в умы и сердца, минималистично и необходимо достоверно. Случилось так, что во время выхода релиза, еще некоторые коллеги из-за рубежа выпускают новые релизы. И что отрадно и приятно, что звук то у наших соотечественников никак не хуже, а порой на порядок убедительнее, нежели у адептов и корневых представителей. В частности я имею ввиду последние альбомы Кэмпбелл Beck Дэвид и дуэта Broken Bells. Поставить с чем-то рядом из отечества не поднимается рука, так как тут все сделано по правилам жанра с элементами концептуального восприятия ремесла с позиций эклектики, и только с нее. А если все синхронно, продуманно отражено в конечном итоге, то вопросов не возникает о сущности посыла. Череда и смешение украинского и английского языков влекут и заставляют вникать глубже в недра структуры языково-мелодических конструкции, чертя контуром границы незримой, но необходимой защиты от примитивного и приземленного.
Хвалить эту формацию необходимо и рекомендовано, так как по другому не получается. Естественность и многообразие в них превалирует над окружающим однообразием, что дает возможность творить без оглядки на обстоятельства. Уже точно можно отметить, что эта пластинка не на день и не на месяц, это одна из самых интересных записей текущего протестного года в Украине. На самом деле, этот альбом — это вещь в себе, которая еще разрастется и переродиться, но так и останется родительским организмом, который дал жизнь.
Текст: А. Пролетарский.