Песни патриотов (Жадан & Собаки — Бийся за неї).
Что значит писать? Это фиксировать насущное и спасаться этим. Это если по старику Сартру. Так сказать по-экзистенциальному. Так же и с пением, выкрикивать свою правду, выхаркивать глаголы и существительные, облекаемые в символические и футуристические оболочки. Если ко всему еще песня относится к гимну протеста и несогласия, то тут только акценты и ударения, которые без кавычек и послесловия выносят за любые скобки посыл прямого действия. Так было, к примеру, осенью 2012 года, когда вышел второй совместный альбом одной занимательной харьковской ска-формации с одним из главный писателей Украины — Сергеем Жаданом. Группа эта называлась и называется до сих пор «Собаки в космосі». Сегодня писателю исполняется ровно сорок лет и именно сегодня выходит третий альбом «Бийся за неї», запаянный вместе с книжкой-комиксом в издательстве MERIDIAN CZERNOWITZ. Как и в предыдущем альбоме «Зброя Пролетаріату» в настоящем релизе одиннадцать песен. Одиннадцать ударов и шагов, напролом, мощнейших гимнов случившейся революции, одиннадцать достойных ответов всем предателям, врагам, сепаратистам и неприятелям.
Темы не то чтобы привычные, а близкие и неизменные – страна и человек в ней. Путь патриота-пролетария, который адекватно болеет за свою единственную родину, за Украину. Путь воина каменных джунглей, на свет сквозь гарь и тьму. Без деления людей на цвет и национальность. Это записки космополита-анархиста, который отчаялся, но не отступился. Который говорит громко и разборчиво за нас всех и о нас же самих, стучится к нам в головы и в сердце, дабы вычленить и зажечь то, что уже проснулось. Новое рождение страны переживает и Жадан, новым альбомом он говорит, в том числе и об этом. Это не очередное творение праздности, а очередной болевой прием, хулиганская спонтанная ска-выходка для освежения памяти, для очищения от скверны зловонных будней, которые погрязли в постоянном сношении либеральной девицы и коммунистической старухи. И из этой бойни доносятся звуки и крики, разлетается слюна и кровь, приведшие к последствиям необратимого толка. Он снова говорит про свободу, как про одну из разновидностей рекламы. Это из песни «Instagram (нова машина мера)». Он привычно ебашит и хуячит, потому что по-другому уже не получится. Оскал общества потребления привычно западает и раздражает, являясь самим по себе элементом высмеивания и противостояния. Оскал лживого животного создания по фамилии Кернас снова олицетворяет то зло, которое подавляет родной город музыкантов и поэтов.
В песне «Білі люди» на помощь автору приходит Фоззи из ТНМК. Органика яростно прет из треков, аутентично вплетаясь в ткани повествования, проходя сквозь артерии звукового напора и мелодических порывов. Депутаты и гражданские институции высмеиваются и растаптываются хлестким словом. Пираты из Сомали как примеры того, что можно пожать печаль гораздо ближе того, что загадывается. Все треки образуют единое замкнутое кольцо, которое не обращает вспять, а синхронизирует новое движение. Рождает новую генерацию слушателя, готового воспринять что-то большее, нежели готов предложить пресловутый формат. Это не убогий затхлый насаждаемый мейнстрим, это уже в сторону андеграунда. Без принуждения привыкания, только фильтрация и стимуляция посвященных и готовых. В сентябре презентацию нового альбома увидят Харьков, Черновцы, Ивано-Франковск и Львов. Это что касаемо Украины. Дальше еще больше. Варшава, Прага, Берлин, Мюнхен, Штутгарт, Кельн, Виден. Это не продукт на экспорт, это слова разделения и крупицы творчества, несущие зерно в новую почву. Навстречу новому смыслу, которых у Жадана всегда хоть отбавляй. И конца там к счастью не видно.
Текст, фото: А. Пролетарский.