Будущее определено.
В четырнадцатый раз подряд, без привычной традиции прошлых лет — привлечения российских музыкантов, с аутентичными и оригинальными сетами, мимолетно и стремительно прошел Odessa Jazz Fest. Начавшись 19 сентября в Горсаду с опен-эйра, на котором кроме интересных выступлений были и весьма посредственные, но учитывая открытый формат и не профильность публики, это было не совсем важно. Именно на тот момент. Говоря именно о двух днях непосредственно закрытого фестивального пространства, проходящих по-старинке в Филармонии, то открыли фестиваль музыканты из Турции Onder Focan Swing a la Turc Quartet с их лидером-гитаристом Onder Focan . Сакрально и сдержанно, размеренно и убедительно они сыграли часовую программу, убедив в том, что перед тобой именно джаз и ничего более. Без примесей разъедающих его. Ну и конечно было немного аутентичного турецкого свинга и би-бопа с духовым инструментом «нэй», который приукрасил и влил новых оттенков и в без того ярчайшую палитру контрастов.
Вторыми был колектив австрийского пианиста Давида Сикса David Six’ Matador, в котором удачнейшим образом соединен легковесный вокал с прозрачностью современной интерпретации джаза. Удивительно органичная в сложной акустике филармонического зала была вокалистка Mira Lu Kovacs, которая вливала в пространство свое нутро, дабы оплодотворить его в тот самый момент символами постижение. С группой играл и украинский саксофонист, одессит Андрей Прозоров, входящий в ее состав. Все выступление, обозначенное как реквием, он посвятил своему ушедшему из жизни накануне другу Андрею Цибульскому, который погиб на Востоке Украины, в войне навязанной русским миром.
Закрывала первый фестивальный день Tamara Lukasheva Band, которым управляет одесситка Тамара Лукашева, живущая в Германии. В квартете четыре инструмента – ритм-секция сливается с тромбоном и клавишами. Вокалистка витиевато и разнообразно импровизирует с голосом, разрывая, сужая и расширяя рамки и границы привычного восприятия. Это такой себе эксперимент над материалом и над ситуацией подачи, когда спонтанно, в каждый данный момент времени, возникает свой звук и своя мелодика. Что-то от какофонии, что-то от free-джаза, а все вместе просто точечный перфоманс.
Второй день открыло трио из Марселя Cosmicmaurel Trio, которые сыграли психоделический сет из джаза и панка, замесив гранж на фортепианных пассажах, взрастив на глазах ошалевшего от всего увиденного зрителя новый взгляд на старый шарм первородного стиля музыки.
Вторым номером в программе второго дня шел американский гуру фри-джазовой гитары James ‘Blood’ Ulmer, который зарядил часовой сет абстрактного аутентичного, корневого и первородного джаза в его импровизационной составляющей на своем стареньком Гибсоне. Это время пролетело быстро, характеризовалось исходом некоторого неподготовленного числа зрителей из зала, что можно считать победой над мещанским сознанием и прорывом за пределы условностей постсоветского антуража.
Финалом фестиваля был аккорд в исполнении Олега Скрипки в джазовом воплощении кабаре Забава. Это старый дореволюционный галицкий джаз, песни ВВ, классика мирового джаза и шансона в привычной балаганно-панковской стилистике лидера культового коллектива. Сакральная «Весна» и «Музика дика» звучали в атмосфере биг-бенда в масштабном ключе, зажигающем сердца и иные части тела и души. Совместные треки с Юрием Кузнецовым и Аней Ткач стали символичными для всех участников исполнения. Выступление было ярким и довольно веселым для того грустного времени, в котором мы все оказались. И концовка фестиваля была обозначена.
А значит и будущее определено. А там и юбилейный пятнадцатый фестиваль настигнет, который точно может оказаться лучше, чем думается сейчас.
Текст: С.Пролетарская, А.Пролетарский.
Фото, видео: А. Пролетарский.