Творческая борьба и революционное искусство.
Спустя пятнадцать месяцев, минуя несколько переносов концерта, дочери киевского театра «ДАХ», нарекающиеся Dakh Daughters все таки добрались до южной пальмиры, и стоит заметить в полном составе, чего не было на одесском Морвокзале в рамках фестиваля «Німі ночі» в июне 2013 года. Тогда отсутствовала виолончелистка легендарной ДахиБрахи Нина Гаренецкая. Говорить об этой формации не так просто, ее надо чувствовать, как живой организм, как преломление тектонических пород психологического состояния времени. Они не выполняют роли, не переживают их на сцене, они именно отдают самих себя, такие как они есть. Это не подделать и не переиграть, так как органика пульсации внутренних вулканов жива до тех пор, пока дыхание и движение его питает. Короче говоря, это никакое не фрик-кабаре, это наш новый аутентичный панк-шансон, который эклектично вобрал соль традиций Украины и продавил их через призму театра и кабаре, но без рамок и границ. Накануне концерта, на пресс-конференции девчонки рассказывали о своем видении страны сегодня, своей роли в культурном пространстве, которое сегодня больше походит на вакуум. И про недавно прошедший фестиваль Gogolfest на котором у них было представлено целых четыре проекта, в том числе один из которых с киевским дуэтом «Хамерман Знищує Віруси» носил название «Театр Травми і Комедії». С пылу с жару они и оказались в южной пальмире, где отыграли сет из более чем двух десятков песен во дворце культуры ОНПУ. Два отделения, разделенные между собой в какой-то степени стилистически, ну и ясно антрактом. Смена костюмов, игра и поток настроений, вывернутых наизнанку из самой подкорки реальной и порой такой замысловатой жизни. Открывали ясно для пущего запала и во имя массового ожидания «Розами-Донбасс», меланхолично и жестко, выверено стилистически и на злобу дня, который увы несет не очень хорошие, а чаще чудовищные вести.
И дальше по списку, все то, что ожидаемо, от «Парижа» и «Царівни» до «Зозулиці» и «Дружби». Чувственно и глубоко исполненная Русланой Хазиповой «Ганнуся» засела еще с тяжелых дней Майдана, когда эта одинокая мантра звучала словно звонкий крик спасения в бездну довлеющего окружающего гнета.
Каждый следующий номер был новым и убедительным, чувственная и хрупкая,переполненная внутренней силой, такая светлая Таня Гаврилюк с клавишами и флейтой говорила языком эмоциональных ударов и проникновенных ярких образов. Это же искусство еще она оттачивает в своем сольном проекте Таня-Таня, который без всякого является уникальным в своей стезе. Непосредственная Наталья Зозуль вносила элемент суматохи и иронии, уверенная и яркая Аня Никитина утверждала и ошеломляла, фатальная и роковая Соломия Мельник искрилась и подытоживала. Непосредственная и спонтанная Наталья Беда врезалась в реальность и фантазировала образами. Как и все делали это по разному, каждая уникально и эклектично на свой манер, как и подобает актрисам. И Нина Гаренецкая, которая легко и вкрадчиво вливалась в общий организм и раскрашивала все своими красками, знакомыми и близкими еще с Дахи-Брахи. Это выступление было на уровне подсознания, когда не чувствуешь разрыва между тобой и музыкантом в векторе общения и обмена эмоциями, которые должны иметь выход, подпитываться и заземляться. Зал на удивление был, в некоторой степени, подготовлен даже больше самого популярного трека. И зрительская выборка была шире возможного ассортимента обычного вездесущего городского праздного слушателя выходного дня.
Недомолвки, сценическая суматоха, шепот и хаотические движения вносили в перфоманс элементы репетиции, когда ты вроде как на сцене, но при этом недвижимо сидишь в зале. Пелена обычной границы, привычной для концертов, была сорвана. А попеременный обмен инструментами вообще создавал впечатление разнокалиберных бендов, которые здесь и сейчас рождали из хаоса пространства звуковую последовательность коллективного творчества.
Два биса, три песни, «Зверь-Сорока», «Моє море» и финальный аккорд такой же, как и начальный «Розы Донбасс». Цикличность и время вспять, замыкающий круг, где в конце снова начинается начало. И флаг Украины в самом конце концерта, который держали девчонки в руках, это символ уважения и единения, это цвета свободы и праведности, это путь через тернии, и если не к звездам, то уж точно наружу бытийной скверны и всех условностей.
Этим выступлением формация закрепила в очередной раз за собой репутацию патриотической группировки способной с пол-оборота завести любой сегмент аудитории своим театрально-музыкальным арсеналом настоящего бойца творческой борьбы и революционного искусства.
Текст: А. Пролетарский.
Фото, видео: А. Пролетарский.