Борись и танцуй.
Если мы не идем социально в Европу, то Европа пускай приходит к нам. Иногда и по частям. В виде дней Германии в Украине, например. Так и произошло в первой половине октября во многих городах нашей страны, но основное действо и апогей это конечно музыкальная составляющая праздника, которая проходила в Киеве, Харькове и Днепропетровске. Это концерты берлинской рагамаффин формации Rotfront и харьковского проекта Сергея Жадана и группы Собаки в Космосе. Так они и определились с выступлением, когда два старых харьковских друга, Жадан и Гуржи, решили на одном драйве, пренебрегая какими-то иными составляющими, отыграть эти концерты. Культовая немецкая группа играла концерты в Украине фактически первый раз, за исключением фестивального приезда 2011 года во Львов и редких приездов Юры в Украину.
Концерты для зрителей стали бесплатными, спонсируемыми Goethe Institute. Заявленными в рамках турне Depeche Mode, одноименно названию легендарной книги Жадана. В Киеве концерт состоялся 14 октября в клубе Sentrum, куда пришло немалое количество сочувствующих и заинтересованных в оном действии.
Открывали концерт Сергей Жадан и Собаки, которые, по сути, презентовали новый альбом и книжку-комикс «Бийся за неї», которые вышли в свет в начале сентября. С тех пор Жадан проехал много городов, но до Киева со свежим релизом не добирался. И вот пришло время, когда трибун и поэт сказал свое веское актуальное и своевременное слово со сцены в столице. Громко и надрывно, по-панковски и разухабисто, выступление было убедительным и хлестким, когда в конце ставится восклицательный знак и никакие пояснения не требуются. Почти весь новый альбом, часть второго, ну и осколки первого. Громкие «Бюджет», «Безробітній», «Країна», «Бийся», «Сомалі», «Pies» и прочие. Все эти коды к осознанию и нащупыванию фильтра реальности, засоренной и захламленной пеленой однообразного потребления и свалкой стереотипных словосочетаний. Все это зубы несогласного индивидуума, кричащего и транслирующего. И ведь Жадан же именно из тех Мюнхгаузенов, которые сами себя за голову из болота, с площади Ленина в руки судьбы, которая фатально кидает и несет его к цели. Литературный панк читает со сцену свою мантру спасения и свой приговор времени, это его личное спасение, которое переполняет его до краев, дабы он мог излиться крупицами замысла и осколками содержания. Тексты говорят от лица того, кому не все равно, от того, кто будет биться до конца за страну и ее миражи, ну и корни, дабы будущее могло состояться. А потом бежать и ползти до какого-то результата, способного изменить подкорку и условия распада и выдернуть страх из молчаливого согласия. На бис снова была «Бийся», которая ознаменовала своим существованием всю суть отчаяния и все шаги до победного конца. Победы разной, но той, которая будет на светлой, естественно освещенной стороне.
Затем играли Rotfront, которые ввосьмером зажгли в сердцах присутствующих танец эмигрантской страсти и огня. Говорить о том, что это было убедительно не стоит, это ясно и так. Чувствовалась некоторая усталость Юры, который готовился ответственно к этим выступлениям, но все прошло на уровне. Девочки-подростки в финале бросали на сцену майки и топлесс кружились в пляску первородного порыва. Группа играла песни со всех трех альбомов, от первого, того что явился миру в 2009 году до альбома апреля этого года, который называется 17 Deutsche Tänze. Мощно прозвучали новые Loser, German Dance, Kontrabanda. Второй альбом про свободную визу также порадовал своими нетленными VisaFree, Sigaretta, естественной визитной карточкой в виде Gay, Gypsy & Jew. И многое другое, так приятное слуху и пускающее ноги в пляс, чему и уподобились все присутствующие. Под конец конечно нетленка в виде Zhiguli и новая Case Full Of Drugs, на которой под сценой образовался дичайший стремительный слэм, а Гуржи упал на спину прямо на сцене, дабы источать гитарой и порывом всю важность и динамику момента. Ну так и было, чего тут таить.
Первый большой столичный концерт крутой берлинской формации состоялся. Группа была в полном запале, вокалистка Катя Ташева и МС MadMilian c пол оборота заводили и раскручивали, что и есть на самом деле музыка. Это юла, которая крутится без остановки до тех пор, пока ее раскручивают. В танце или в борьбе, но она движется. Как и прошедшее выступление, сказавшее слушателю о тех самых первичных вещах, как борьба и как танец, которые взаимопроникаемы. Все они идут от стержня человеческого, все они дышат, пока их питают. Так и было здесь, ну и пусть так и будет в будущем. Лишь от человеческого. Во всем.
Текст: А. Пролетарский.
Фото, видео: А. Пролетарский.