Полеты во сне и наяву.
Инициатива бывает разной. С разной степенью накала и заземления. С переисполнением реализации и с холодным расчетом коммерческого изуверства, когда хлопок раздувается до уровня локального взрыва всеми подручными способами. Но речь пойдет не об этом. Речь о естествознании, где инициаторы думают о хорошем, добром и светлом, дабы одухотворить пространство по сантиметрам. Любая благая весть ждет своего слушателя, ну и коль слушатель не слышит, то послание растворяется в воздухе или заземляется в землю. Пробуждение организмов не происходит спонтанно, это процесс и движение, которое стремительно рвется вперед в каждый данный момент. Сегодня много ходит разговоров среди сведущих и несведущих о рождении молодой украинской сцены. Она на порядок лучше старого, дряблого и омертвевшего наслоение нескольких десятилетий новейшее истории Украины, которая на самом деле получила шанс лишь в настоящем моменте. И то, он упускается ежесекундно, скованный нормативами убогости стереотипного поведения.
В Одессе не так давно группа энтузиастов попыталась притянуть за уши доселе невиданный публично тут формат новой украинской музыки. Мероприятие было спонтанным и сдержанным. Лайн-ап, который объявлялся заранее, пришлось несколько урезать, потому что слушатель не готов был идти на такое мероприятие, что стало понятно накануне него. Объективный фактор, конфликт формы и содержания. Когда интересные и заманчивые в южных пенатах формации не замечаются праздным слушателем, который среди вороха событий выбирает самые бесплатные и пустые.
Фестиваль, названный «Пробудження», прошел 23 мая во внутреннем дворике местного Музея Современного Искусства. Пять часов новой музыки, семь выступающих, небольшое стечение страждущего зрителя, отдельное фрик-кабаре заблудившихся и зевающих. Но мероприятие состоялось, как факт он стало уникальным, потому что дало площадку новому дыханию и новым смыслам затхлого загазованного портового города.
Первыми его открыли одесситы Septa, которые сыграли экспериментальную, первую в своей истории, акустическую короткую программу из трех песен, в числе которых был кавер на Deftones — Be Quiet and Drive (Far Away). Группа была представлена двумя ее участниками – Женей Тымчиком и Сашей Шаповаловым.
На последней песне, каверу на кумиров детства, к ним присоединился барабанщик Юрий Кононов, который кроме всего прочего занят в формациях My Personal Murderer и Hunt.
Последние кстати выступали следом. И отыграли убедительный сет из инструментального живого drum`n`bassa. Аккурат к фестивалю группа подготовила рекординговый сюрприз в виде сингла Cathedral из их будущого EP, которое уже судя по всему не за горами. И это не синтетические облака, это электрическая реальность, которая словно вектор движение не покидает своего избранника. Максим Ковальчук и Юра Кононов поверили в свои силы и идут поступательно к намеченному результату, который без малого сделает их одной из самых убедительных формаций своего города. Без оглядок на пошлость и дремучесть всего производимого периодически здесь.
Киевский проект Light Dreams и одесский фолк-коллектив Колір разбавили субботний вечер мелодиями и ритмами леп-топа, гитары и хорового громогласного пения. Присутствующие оценили старание и терпение выступающих, время шло своим чередом.
Наступало время кульминации. На сцене появилась хрупкая Маргарита Куличова из дуэта Grisly Faye. И завертелось пробуждение эмоций через призму атмосферного трип-хопа и меланхоличного электро с дебютного EP Drown. Марго чувственно и проникновенно выкручивала свои накопительные девайсы, публика неожиданно оживилась, потому что с маленькой сцены стало доноситься действительно убедительное звуковое пространство поиска, которое на ощупь исследовало по сантиметру территория ее текущего влияния.
Следующими были киевляне из MAiAK, которые прямиком с Днепропетровска, миновав сотни километров разбитой дороги, вскочили на сцену фестиваля. Практически без саундчека, с полуоборота они отыграли сет, состоящий из двух своих EP — нового Fast Forward и одноименного их названию дебютника. Сценическая химия у них слаженная и органичная, разложенная на элементы партийного участия в текущих соединениях. Раскачивание зрителя проходит стремительно и настырно, не оставляя порой шансов на вялотекущее абстрагирование от процесса. Крепкий плотный саунд, взаимопроникновение гитарного стержня в электронные пласты, ритм-секция с широкими росчерками мазков по концертной картине, все это в тот вечер сыграло свою роль, и содержательные претензии к звуку легко перекрылись формой подачи и факторами воплощения.
В завершении фестивального дня был знаковый исполнитель аутентичного мистического буковинского кантри, с ориентационным проникновением в корневую стихию дарк-фолка, Sasha Boole. Сет был совсем недолгим, но цельным, на украинском и английском языках. На обоих органично и выразительно, так, как харизматично может оформить и показать лишь он, обладающий цельным образом воплощения.
Фактурный парень из Черновцов, за плечами которого два полноценных и весьма интересных релиза, который готовит третий альбом, говорит простыми словами, интонациями, звуками, мелодическими набросками и широкоформатными палитрами о цельности незыблемого и пути по обломкам, что сегодня главное. Музыка путешествия и отзвуки пережитого, преломленные переживания и накопленные впечатления. Концентрат живого интереса, это именно то, что воплощает собой Саша. Сгусток энергий, которые, не рассеваясь, по крупицам, поступью и напрямик, радуют слух и не нагнетают волнений.
Фестиваль закончился на ноте единения музыканта и того немногочисленного зрителя, который взял на себя ответственность отслушать, оставшись до конца и тем самым лишний раз напомнить своему организму о возможности пробуждения. Пускай и перед сном. А всем тем, кто спит, стоит пожелать спокойного сна, который за пеленой череды бутафорского потребительского хлама может так никогда и не закончиться.
Текст: А. Пролетарский.
Фото, видео: А. Пролетарский.