Алексей Сакевич: Я никогда не декларировал свою собственную исключительную значимость.
Мы познакомились с Лешей больше года назад, в майском Вроцлеве, где он со своей группой Sleeping Bear выступал на фестивале Asymmetry Festival. На тот момент группа только выпустила свой свежий EP Parinae и была открыта к неизведанному будущему, которому не всегда суждено сбыться. Теперь Алексей Сакевич в ответе за свое творение Endless Melancholy, рожденное еще в 2011 году, и у которого первого июня 2016 года на лейбле Hidden Vibes выходит сплит с казанским проектом Desolate Horizons , носящий название Deep As The Dark Blue Sea. Об этом и многом другом я и поговорил с Лешей, которому есть что сказать в настоящем, и есть о чем не молчать в будущем.
Леша, Endless Melancholy сегодня — это ты сам. Расскажи о своем детище, как оно появилось на свет?
Всё началось осенью 2011 года. По сути, Endless Melancholy – это первый музыкальный проект, которым я занялся более-менее серьёзно. До этого были лишь всякие демки и наброски. Название выбрал такое, потому что хотелось, чтобы оно максимально отображало настроение и мотив музыкальной составляющей. Сейчас, возможно, я бы так проект не назвал, выбрал бы что-нибудь нейтральней и лаконичней, но тогда было ощущение, что надо именно так. Примерно в тот период времени зародилось моё увлечение современной инструментальной музыкой в направлениях modern classical и ambient, которое длится и по сей день. Как и у многих начинающих музыкантов, первые пару лет ушли на пробы и поиски, и что-то удовлетворительное начало появляться на свет к 2013 году. Дефолтный создатель пресс-релиза очередной молодой группы в этом месте набросил бы пару банальных штампов вроде «это время не было потрачено зря, оно ушло на поиск уникального звучания, вырабатывание фирменного почерка и своего собственного стиля» и так далее. Мне же проще – уникальность саунда, принципиальную новизну материала и свою собственную исключительную значимость я никогда не декларировал. Я работаю в комфортных рамках уже существующих жанров, фокусируясь больше на передаче определенных настроений с помощью музыки. Собственно, в этом и кроется основная задача, которую я перед собой ставлю – посредством комбинирования живых и виртуальных инструментов создавать звуковую картину, которая будет погружать слушателя в эмоциональное состояние, схожее с тем, что-когда либо ощущал я в определенные моменты своей жизни. При этом, каков будет результат в стилистическом плане, меня совершенно не интересует – мне гораздо более важно сделать что-то так, как я ощущаю в этот конкретный момент. Крайний альбом ‘Her Name In A Language Of Stars’ практически полностью состоит из эмбиента, причём местами достаточно шумного. В этом плане у меня были опасения, что он может быть отвергнут существенной частью и так не столь многочисленных почитателей проекта, которые уже успели свыкнуться с тем, что музыка Endless Melancholy вращается вокруг звучания фортепиано, как основополагающей составляющей. Но я просто не мог сделать иначе, так как мне хотелось зафиксировать образы, которые крутились у меня в голове именно таким способом. К счастью, опасения не оправдались, и альбом был воспринят в основном именно так, как мне этого хотелось, и отдача была соответствующая. Пытаться изменяться и каждый раз что-то делать по-новому, не так, как в предыдущий – это один из принципов, которого я стараюсь придерживаться.
Первого июня выходит сплит с Desolate Horizons — Deep As The Dark Blue Sea, как он рождался?
С Костей из Desolate Horizons мы знакомы уже достаточно давно (виртуально, конечно же, так как в реальной жизни мы не виделись). То, чем он занимался в своих других проектах, мне нравилось, и за рождением DH (а произошло это, если я не ошибаюсь, в 2014 году) я наблюдал с интересом, и с первыми же его записями я осознал, что его музыка в рамках этого проекта эмоционально очень мне близка, а эстетика проекта впечатляет еще больше. В свою очередь, Костя тоже отзывался положительно о моих работах, так что идея сделать что-то сообща назрела у меня довольно быстро, и я предложил ему сделать небольшой сплит-релиз (у меня как раз тогда был готов новый трек ‘Like Ships Without Anchors’). Так в апреле 2015 мы сделали ‘Wide As The Golden Ocean’, совместный ЕР на 20 минут, состоящий из двух композиций, объединенных тематикой океана и различными его состояниями. Результат такого сотрудничества нам обоим более чем понравился, и спустя некоторое время спустя я почувствовал, что неплохо бы сделать продолжение и расширить рамки уже до формата полноценного альбома. Тем более, название второго сплита как будто бы родилось само по себе, и оно логично проистекало из названия первого. Я вкратце рассказал Константину о концепции, он поддержал. Хочется сразу отметить, что процесс пошёл очень легко и непринужденно, от момента начала написания материала до окончания прошло около пяти недель. Тот случай, когда вдохновения было с избытком, поэтому и результат не заставил себя долго ждать. Если очень кратко – то этот альбом о море, о любви и о мечте. Лично я не рассматриваю его, как альбом, состоящий из двух частей, для меня он – одно целое. Он спонтанный во всех проявлениях – внезапно пришла идея, сразу начали работать, и так же спонтанно опубликовали его в ноябре 2015 года в цифровом виде, буквально в тот же день, в который мы закончили над ним работу. Было ощущение необходимости поделиться этими эмоциями сразу же. Как сказал Костя, «в этом и прелесть работать спонтанно. По максимуму себя в работу вкладываешь, успевая запечатлеть себя в этом мгновении максимально точно», и я с ним абсолютно согласен. Наконец, полгода спустя я всё же созрел до того, чтобы издать этот альбом в физическом виде у себя на лейбле Hidden Vibes, а то, что этот альбом требует физического релиза мы ощутили буквально сразу же. Добавлю еще, что надеюсь, что это не последнее наше сотрудничество, так как нам обоим нравится и процесс, и результат, да и слово «трилогия» напрашивается)
Ты уже отыграл несколько концертов, последние в апреле, какое послевкусие осталось?
Отличное. За довольно короткий промежуток времени у меня было 3 концерта (что для этого моего проекта на самом деле много). Видишь ли, Endless Melancholy – это в большей мере студийная единица, чем лайвовая. Мне приносит гораздо больше удовольствия процесс сочинения, записи и издания, нежели воспроизведения. Именно поэтому я всегда неохотно соглашаюсь на предложения выступить, но бывают предложения, от которых невозможно отказаться) Особняком среди этих концертов стоит, конечно же, выступление в поддержку группы Kauan в феврале, когда они презентовали свой альбом ‘Sorni Nai’ в Киеве. Это впечатляющий альбом, однозначно один из лучших для меня лично в прошлом году, а талантом их лидера Антона Белова я искренне восхищаюсь, именно поэтому для меня было очень важно не просто присутствовать там, а быть немного причастным к этому вечеру, и еще более приятно, что меня туда пригласили. Остальные два концерта были в пространстве Mezzanine – месте, приходя куда я чувствую себя, как дома – максимально комфортно и уютно. Там атмосфера очень подходящая для подобной музыки – очень тихая, спокойная и созерцательная.
Часто ли ты вспоминаешь ваши упущенные возможности в рамках Sleeping Bear? Ведь чуть больше года назад вышел EP Parinae, который сулил движение вперед, не так ли?
Да вообще-то довольно часто, но стоит также помнить, что у любых упущенных возможностей есть вполне банальные причины, и в нашем случае это были мы сами. Всё-таки, группа состоит (в нашем случае) из 4-х человек, поэтому там в 4 раза сложнее двигаться вперёд, чем в рамках сольного проекта. Нужно, чтобы звёзды сошлись таким образом, чтобы у всех было общее видение, и чтобы у всех всё получалось, и в финансовом плане и в плане личного времени и приоритетов. Может показаться, что период март-май 2015 (выход “Parinae” EP и выступление на Asymmetry Festival в Польше) был для нас пиком развития, но на самом деле эти два события были еще инерцией с тех времён, когда мы могли вкладывать в группу столько времени, сколько она того требует. К сожалению, в определенный момент как раз этого времени стало и не хватать, ведь когда люди взрослеют, обзаводятся семьями, то у них сразу появляется ворох обязательств и житейских вопросов, которые становятся на первое место, в то время, как музыкальная деятельность, в особенности некоммерческая, которая не только не приносит доход, а еще и требует определенных капитальных вложений, сразу опускается на последнее место в списке приоритетов. До Асимметрии мы медленно, но уверенно росли в плане известности, чему способствовало и то, что у нас появлялись релизы, и активная работа в соц. сетях. Мне не то чтобы часто, но регулярно приходили на почту предложения от промоутеров из Германии, Румынии, Литвы с предложениями организовать концерт, или даже мини-тур. И тут наступает переломный момент, когда ты понимаешь – либо ты ступаешь на этот путь, что повлечет за собой большие затраты времени, нервов и денег, но также принесёт много увлекательного и интересного, либо ты остаешься на том уровне активности, который комфортен для всех участников группы, но тогда о каком-то развитии или движении вперёд говорить сложно. У нас случился второй вариант, потому как к первому мы были не готовы, в том числе и я. После такого затишья длинной практически в год, предложения из Европы постепенно прекратились. В то же время, о нас всё еще помнят – к примеру, когда не так давно я решил выставить на продажу на нашем Bandcamp остатки тиража дисков с нашим дебютным альбомом, они ушли за несколько часов) Такие вещи, а также воспоминания об уникальных моментах, пережитых с группой, оставляют надежду на то, что страница со Sleeping Bear еще не окончательно перевёрнута, а так ли это, или нет, покажет время.
Ты серьезно заботишься дизайном своих физических носителей, откуда такая увлеченность?
Здесь всё просто – сам являясь музыкальным коллекционером, я стараюсь делать свои релизы такими, какими бы я хотел видеть музыкальные альбомы в своей коллекции. Стандартная заводская упаковка бездушная и пустая, она меня не привлекает. Мне более по нраву индивидуально оформленные, вручную сделанные издания, в которых есть душа, и которые не оставляют равнодушными и способны привлечь внимание уже своим оформлением. Большинство коллекционеров в наше время ведь так и не слушают физические копии, которые покупают, в основном, чтобы поддержать музыканта. Моя небольшая виниловая коллекция пылилась в ящике год, пока я таки купил себе проигрыватель. А раз уж релиз не будет прослушан, то надо сделать так, чтобы им можно было хотя бы полюбоваться и было приятно держать в руках. Первые издания своего лейбла я делал сам вручную, вырезал конверты, клеил обложки. Это был DIY в чистейшем виде, и к слову, Endless Melancholy всегда был и остается DIY проектом. Далее для своих изданий я начал заказывать упаковку, которая, по моему мнению, выглядит солидней и привлекательней, печатать заводские CD, а не CD-R, одним словом, делать всё, что в моих силах для того, чтобы мои издания были действительно чем-то ценным и стоящим. Надеюсь продолжать в таком же духе.
Чем для тебя является Hidden Vibes? В каталоге уже почти четыре десятка релизов, не так ли?
Hidden Vibes начал функционировать в 2012 году, как блог, где я планировал писать рецензии на независимых и малоизвестных исполнителей. Ведь, как известно, когда выходит альбом распиаренной группы, на него сразу же прилетает миллион рецензий, хотя, возможно, он этого и не заслуживает. В то время, как хорошие не столь известные музыканты очень часто остаются обделенными вниманием. Довольно быстро, правда, я осознал, что вести блог – это не совсем моё, однако желание помогать независимым музыкантам с промоушном никуда не пропало, поэтому в том же 2012 году я переформатировал эту единицу в нетлейбл, то есть платформу для выпуска цифровых релизов. Направлением, конечно же, была инструментальная музыка, эмбиент и ответвления. Издал несколько компиляций, пару альбомов дружественных музыкантов. Однако, на определенном этапе и этого мне показалось недостаточно, так как был энтузиазм и желание, и дело дошло до физических релизов. Дело постепенно двигается, и в каталоге уже действительно почти четыре десятка компиляций, ЕР и альбомов, как цифровых, так и на CD-R, CD и виниле. Мой интерес здесь скорее нематериальный – это выпустить свой собственный альбом, или помочь с релизом знакомому исполнителю, который в этом нуждается. Пока в таком формате лейбл и функционирует.
Как чувствовать себя органично независимому музыканту в неритмичном отечестве, коим сегодня является Украина?
Откровенно говоря, так себе. Даже безотносительно ко всем событиям, которые происходят у нас в последние годы и несомненно накладывают отпечаток на каждого, у меня всегда было такое впечатление, что Украина – это страна, в которой созданы условия, чтобы максимально усложнить любой вид деятельности вообще. Каждый ищет различные выходы, приспосабливается. Так и живём.
Беседовал: А. Пролетарский.
Фото: А.Пролетарский, из архива А.Сакевич.