Дао Браха.
Вспоминаю ноябрь прошлого года. Концерт в Одессе, с фактически живым воплощением материала нового альбома, два отделения, заполненный чуть больше половины зал. Минимальная задержка выхода, которая состояла в каких-то минутах. Полная отдача и полный контакт с теми, кто пришел и впитал. На следующий день темный подвал маленького уже почившего андеграундного клуба на Жуоквского 23, беру интервью для журнала ШО у Марко, Иры и Лены. Ира Горбань всегда рядом. Нина немного занедужила. Потом прогулка к морю. И все, как со старыми друзьями. Узнаю, что будут писать альбом. Про дорогу, про шлях.
И вот на дворе декабрь 2016, конец сложного года. Результат передо мной, перед всеми вами. В нем всего десять песен. Он длинный, не стесняющийся своей длины. Саундом занимался, как и шесть лет назад в альбоме Light, Юрий Хусточка. Альбом переполнен осмысленным содержанием до самых краев, хлестающий им во все стороны. Он создавался в очень трудное время. Они об этом говорят на своем сайте и в каждом жесте.
Альбом слагают не песни и не композиции, это отдельные пространства, где звуковая воронка засасывает все и вся. Пространства, которые черпаются из разных областей Украины – Житомирской, Винницкой, Луганской, Киевской, Ровненской, Полтавской и Крыма.
Это маршрут необратимого и упорного передвижения чумака, который устал, где-то разуверился, но не оступился. Тут он не один, ему вселили уверенность, ему подыграли и развернули внутри его терпкой и изношенной души полигон надежды. На то, что все не напрасно. На то, что его родина, разрываемая безвременьем, станет цельной, снова сошьется желто-голубыми нитками по швам ран, порезов и ссадин.
Вступительная и вводная — Ой ішов чумак, сразу погружает в атмосферу запредельного поиска и путешествия. Размеренного и тактильно осторожного. В словах текста сказано:
Ой а я свою долю поб’ю-порубаю
Да в річку побрасаю.
Ой пливи, моя ж доле, пливи за водою, Ох а я за тобою.
Следующая затем Чорна Хмара нагнетает и повествует:
Чорна хмара наступає, чорна хмара наступає,
Гей-гей, чумак воли запрягає.
Вкрадчивые Корамыслы, экзистенциальная — А дощик накрапає про плач, рыдания и вздохи, психоделический и хлесткий мистический реп – Монах, качивающий фолковій блюз – Соловей. Финальная Свирид с главными словами их прощального месседжа — Ой да боюся, ой да твого ж брата. Убий, дівко, ох да свого брата.
Все эти части слагают одну структуру эклектичного творения, один скелет, конструкцию и замысел. Один путь к себе и наружу той неминуемо близкой территории, которая расположена на карте. На карте без буферных и серых зон. Это их карта и территория, их трип к себе, где можно взять, но прежде придется отдать.
Они сказали этой работой все. Все слова тут. На сегодняшний день, остальное за скобками, ударения тут излишни. Сказали и замолчали. Теперь время говорить нам, говорить о главном. И делать. Но только лишь не бездействовать и не молчать, выныривая наружу из толщи спама.
Будет всего несколько концертов-презентаций в Украине в феврале 2017 года, потом США и открытое будущее. Они не буддисты и не фольклористы, не почвенники и не западники, они – люди мира, которые значат для своей страны ничуть не меньше, чем символы, закрепленные в конституции. Но им как-то все равно, они высказались сейчас и не перестанут это делать никогда. Потому что их путь также сложен, но в ковчеге они вместе с нами. Поэтому назад щляху не має, а внутренний дао торопливо шепчет – только вперед!
Текст: А.Пролетарский.
Фото: И.Горбань.