Герб, гимн, флаг и ДахаБраха.
Концерта этой формации не было в Одессе с 20 июля 2012 года, когда они на Ланжероновском спуске, в рамках третьего ОМКФ, презентовали живой саундтрек к «Земле» Александра Довженко. Высокая планка для музыканта, уровень ответственности за пределами концертного зала и студии звукозаписи. Это открытая местность с равнинами и холмами, на которых покоится история этой земли. Земли, которую они воспевают, от США до Великобритании, история их Украины. Их песни, которые проще называть сферами и воронками, потому что действия на живой организм похожи, имеют свойство рассасываться со временем и проникать в подсознание на уровне голограмм генетических фантомов и осколков прошлых поколений. Новая программа, с которой они сейчас путешествуют по своей родине, носит название «Дорога». Это лукошко урожая и библиотека смыслов, это песенник наших корней. Более чем скажут сегодня они, говорить не стоит. Ни от коллективного горя от ума, ни от индивидуальной молитвы опыта. Про сиэтлские радиостанции и культовые телепередачи одного британского радио молчать не стоит, но и ставить во главу угла их галочки над этой формацией не стоит также. Потому что это всего лишь инструменты донесения, грамотные и принятые в таком уязвимом сегодня мире. Со временем станет ясно, что плюс тем, кто заметил, карма их немного стала чище от прикосновения к живому звуковому неизмененному началу бурлящей и рожденной страны, имя которой Украина. Навящивые и вездесущие хипстеры рассосутся, перестанут блеять козлами и фонтанировать от фактов их зарубежных достижений. Они наконец-то углубятся немного в историю маленького, но гордого киевского независимого первородного аутентичного театра не одного актера и большой, но уже не аккомпанирующей формации, которая в самом прямом смысле слова несет world-music в полость всего цивилизованного мира.
Когда беседуешь с участниками ДахаБраха, то не создается впечатления барьера и возможности конфликта, потому что убедительность и адекватный концентрат накопленного багажа сквозит из их интонаций и ситуативных фактов их достижений. Они уверенно могут отыграть три часа, разбив выступление на два отделения, а потом спуститься со сценических подмостков в фойе, прямо прямо там, в формате «здесь и сейчас» стереть эту чертовски условную вспотевшую полиэтиленовую границу между музыкантом и зрителем, которые встретились в вечернее время в стенах старого прогнившего совкового дворца культуры политехников совсем не случайно. Один отдал то, что рвется из пор и озвучил все это инструментарием. Второй взял это и оставил где-то внутри, в черепной коробке или в полости сердца. Но самое важное то, что этот квартет работают с самыми тонкими стенками незримой души. Не с гипсокартонном субститутных будней, а с живым материалом, с кожей волнения и рецепторами нежности. Своим влиянием они простилают не настырно дорогу вглубь обстоятельств рождения отношений творца и произведения. Когда дорога от одного к другому затягивается на годы, через призму записи и концертирования, когда затащить живой организм в тесные рамки студийной фиксации не всегда просто и по плечам только такому же энергоемкому и органичному созидателю.
Одесса стала первой в запланированной сознательной обкатке новой программы «Дорога». Говорить про нее не просто. Если в 2009 все было ясно и второй альбом «На межі» выстроил вектор вращения вокруг своей оси и систему координат общения с внешнем миром, то в 2010 году Юрий Хусточка и Илья Галушко все поменяли с ног на голову. Они сделали срез того, о чем группа, может быть, давно мечтала, но боялась сказать и воплотить. Они из путешествия вглубь сделали кувырок наружу, тем самым воплотив то, что давно сидело и ждало выхода. Новый материал уже не на межі, а за межой. Тут аутентика проникновенно скребет внутренний космос слушателя изнанкой памяти и обрывками сознания, чтобы живой саунд настоящего воплотился в эмоциональной почве будущего. Тут уже явно связь не через usb, тут раздается органичный wi-fi содержания через форму воплощения задуманного. Марко, Елена, Ира и Нина сделали рывок и ждут результата, как творцы. Опосредованного фидбека от своего труда, нового альбома, который быть может в ближайшем декабре будет записан живьем на концерте в столице. А что касаемо прямого фидбека, то дело за всеми нами. Оберегать и гордиться, пряча в глубокий мешок свою ограниченность и тупость в случае не восприятия корневых структур музыкального пространства. И знать, что кроме герба, гимна и флага у нас есть еще и они, которые перемелят, выстоят и выдадут то, что потом всех нас обозначит, подытожит и объединит. Они говорят на языке музыкальной истории настоящего, главное не спешить пока заносить их в учебники. Потому что, я уверен, им это точно не понравится.
Текст, фото, видео: А.Пролетарский.